Version: 0.1.0

Коррупционные схемы: почему целые города России остаются без газа?

"Газовая атака". Полицейские – под градом ударов. На что только не идут люди, лишь бы их не отрезали от вожделенной магистрали. 

Свою врезку в газопровод многодетная семья Баскаевых берегла, как зеницу ока. Но самовольное подключение все равно ликвидировали. Они же объясняли, что похитителями стали не от хорошей жизни. Официально подключиться не по карману.  

Казалось бы, опутаны газопроводами от Калининграда до Владивостока. Но тысячи домов по-прежнему отрезаны от цивилизации. И если не воруют, то топят углем да полешками.

Так по всей стране. Деревня Серебряковка Омской области планировала провести газовую магистраль за счет госпрограммы. Скинулись на проект. Но вместо государственных труб проложили коммерческие. В итоге подключение оказалось по карману только семерым деревенским богачам. Наперекор мнению большинства на сельских сходах за коммерческий газ агитировала местная администрация.

Сторонник коммерческой схемы подключения – глава поселка Виктор Бурдыга - перемещался настолько стремительно, что найти его оказалось чрезвычайно сложно. Рабочий кабинет закрыт. Телефоны предусмотрительно выключены.

Неуловимого Бурдыгу удалось настигнуть в его квартире. Чиновник открыл дверь одетым в трусы и майку. На вопросы про газ пообещал ответить на следующий день и снова скрылся, успев пригрозить оппонентам по телефону. 

Мы снова и снова штурмовали кабинет господина Бурдыги, пока не выяснили: он решил отдохнуть. В отсутствие поселкового главы за газ ответил, правда, слегка заплетающимся языком его зам. Уверенно сообщил: коммерческий вариант – выбор сельчан. И на голубом глазу подтвердил, что малообеспеченным газ не светит.  

Оставшееся без благ цивилизации сельское большинство подозревает коррупцию и кумовство.

Газовых уловок много, но смысл их в одном – в рамках госпрограммы учесть личный интерес. В Омске провели коммерческий газ, теперь вся остальная деревня колет дрова, как при царе Горохе.

Ситуация с подсоединением к сетям в стране однотипна. Газовая монополия проводит магистраль до населенного пункта. В каждом регионе – свои распределительные организации, связующее звено между большим игроком и потребителем. Они и сформировали за последние 20 лет рынок посредников, который сам устанавливает расценки, в зависимости от своих аппетитов. Поэтому стоимость услуг нередко доходит до миллионов рублей.

Намеченную реформу и услугу, которая в ближайшей перспективе станет бесплатной, посредники трактуют по-своему.

Масштабная программа бесплатной газификации призвана сделать процедуру максимально прозрачной. А пока – кто во что горазд.  Одну из схем мы раскрыли под Казанью. Там садовое товарищество заплатило 2 с лишним миллиона за газопровод, а обзавелось канавой с плавающим в ней обрубком трубы.

На розыск всех участников псевдогазификации у нас ушла не одна неделя. Неудивительно, ведь у фирмы нет даже физического адреса. Чтобы пообщаться с дельцами, мы представлялись заказчиками. Посулили миллионы. Нам назначили встречу на стоянке, около кафе. На переговоры представитель фирмы-посредника прибыл на зеленом мотоцикле.

Эти мобильные дельцы и обвели вокруг пальца казанских садоводов. Причем с помощью бывшего председателя СНТ, бывшего сантехника Марата Хайруллина, который убегает от нашей назойливой камеры. Хайруллин собрал с соседей по участкам почти 2.5 миллиона и кинул с газом. Зато сам обзавелся недешевым авто.

"Я в карман ничего не совал. Я сам свои деньги заплатил… Я с вами не хочу разговаривать", - заявил он. 

Надувательство казанских огородников уже легло в основу уголовного дела.  

Но все-таки принцип "что хочу, то и ворочу", в первую очередь, распространяется именно на прокладку сетей низкого диаметра. От потребителя требуется огромный пакет документов. Проект, техпаспорт, сертификаты на оборудование, договор на обслуживание, акт приемки и многое другое. Почти за каждый надо платить. А если нужно внести изменения, то это дополнительные деньги. В итоге первоначальная сумма, например, 100 тысяч рублей, вырастает до миллиона. Окончательной цены попросту не существует, объясняют клиентам предприимчивые посредники в Ростове-на-Дону.

Фантастическим ценообразованием славится и Подмосковье.

"Если вы посмотрите на цифры газификации официальные Московской области, они фантастически высокие. У нас в Московской области практически все газифицировано. Но вот дальше, что значит газифицировано, это значит - труба поведена близко к вашему населенному пункту. Дальше вот начинается история про то, как эту трубу довести до границ, собственно, вашего хозяйства. Дальше вы идете вот в коммерческую фирму, которая вам выставляет цену", - объяснил гендиректор Фонда национальной энергетической информации Константин Симонов. 

А на этих кадрах представители одной из пермских компаний рассказывают о трудностях газификации. Но за 5-6 миллионов рублей проблему, в принципе, решить можно. Тон общения и сумма договора меняются до неузнаваемости, едва жалоба на немыслимые поборы доходит до региональной приемной главы государства. 

Похожая история и в Свердловской области. С Людмилы Боликовой потребовали заоблачную сумму. После вмешательства депутатов посредники свои услуги пересчитали с 2 миллионов до 60 тысяч. Такие "художества" может позволить себе только монополист. Это лишь кажется, что на газовом рынке, например, Екатеринбурга конкурирует множество фирм. Но вот гендиректор там один и тот же. Валерий Боровиков. Порядка десяти компаний, где он значится руководителем, отвечают и за проекты, и за прокладку труб, и за их обслуживание. И так по всей стране. 

"Ко мне обращался заявитель, что стоимость присоединения около 4 миллионов рублей. Так вот, мы обратили внимания, что даже проектные работы составляли около 50 процентов от стоимости присоединения, и, конечно, это очень дорого. Есть проблемы в ценообразовании во всей нормативке, и это надо смотреть, но принципиальное решение, которое сейчас принято президентом, чтобы техническое присоединение газовое было не за счет потребителей, а за счет других источников", - заявил депутат Госдумы Павел Завальный. 

Детальное содержание газовой реформы, которую ждут десятки тысяч россиян, пока неизвестно, но эксперты говорят о следующих направлениях. Госфинансирование подключения к сети, создание службы одного окна, отказ от посредников, создание стандартов подключения, цифровизация и публичная, прозрачная информация о тарифах.

А пока многодетная семья Баскаевых, отрезанная от национального достояния, готовится зимовать с печкой-буржуйкой. Перспективы омской Серебряковки тоже неутешительны. С появлением коммерческой магистрали населенный пункт был признан газифицированным и вылетел из госпрограммы.

 

Коррупционные схемы: почему целые города России остаются без газа?