Всех под бульдозер: кто решил снести дома жителей острова на Байкале
Впрочем, предоставление или хотя бы обещание равнозначного жилья внушает хоть какую-то надежду. Которой едва не лишились жители нескольких населенных пунктов на Байкале. Прожив десятки лет в своих домах, они вдруг узнали, что являются захватчиками.
Эти письма в деревнях Песчаной и Хужире получили очень многие. По форме - "вежливый приказ", по сути – почти похоронка. Иск о выселении с земли, на которой многие из этих людей прожили по 50 и более лет!
"У меня эмоции просто как вулкан в разные стороны, я не могу успокоиться. Две недели прошло, а меня реально колошматит!" - возмущается жительница поселка Песчаной Маргартита Коновалюк.
Все под бульдозер – и дом, и баня, и даже забор. Как будто и не бывало деревни. Все понимают: будет суд, а потом исполнительное производство, после которого все, что нажито, придется разрушить собственными руками! Письма-претензии получили пачкой, на местной почте. Один местный житель не вынес такого удара судьбы.
"Я абсолютно ничего не нарушала, мы добросовестные покупатели, и так получилось, что муж мой в связи со всей этой ситуацией, он еще и умер…", - говорит жительница Хужира Елена Плохова.
Что же случилось на берегу Байкала? Почему все эти люди могут стать лицами без определенного места жительства? Кто-то в чиновничьих кабинетах внезапно вспомнил, что оба населенных пункта находятся на территории национального парка. И понеслось.
"Установлено, что земельные участки, находящиеся в Ольхонском районе Иркутской области, незаконно предоставлены органами местного самоуправления в частную собственность и фактически расположены в границах Прибайкальского национального парка. Земельным кодексом РФ … земельные участки в границах национальных парков отнесены исключительно к федеральной собственности", - говорится в сообщении Росимущества.
Собственность федеральная. Все, что роздано в частные руки, надо вернуть. Вот только селились люди на Ольхоне еще тогда, когда Нацпарка здесь и в помине не было. В 30-е, 50-е, 60-е.
"Люди страну кормили, люди рожали там детей. Это населенный пункт? Его населили. Сейчас нам говорят: а вот где эти границы населенного пункта? В первую очередь этот вопрос нужно задать государству. А где они, границы этих населенных пунктов? Где они в нормальном виде, эти границы населенных пунктов?" - отвечает представитель граждан и юрист Юлия Саенко.
Границы устанавливались по принципу: "как топор тайгу возьмет". Никто и не догадывался, что через десятки лет всем придется убираться отсюда.
"Нас просто выселяют в никуда, лишают прописки, я не знаю, куда мне пойти. Я даже в лесу не могу землянку построить, потому что я опять же нарушу, опять же эту территорию", - говорит Коновалюк.
Впрочем, ольхонцы не намерены просто так сдаваться. Двумя селами скинулись на юриста. Готовятся к суду. Скандал дошел до правительства региона.
"В принципе, на самом деле нет единого четкого понимания, кто является собственником данной земли, каким образом должны быть выстроены отношения с людьми, которые проживали на этой земле еще задолго до того, как этот Национальный парк был создан. И поэтому мы настояли на том, чтобы производство по данным исковым заявлениям было приостановлено", - пояснил исполняющий обязанности зампредседателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов.
И даже в Москве узнали о том, что есть такие деревни на карте. Генпрокуратура прокомментировала этот спор.
"Нарушение процедуры предоставления земель не должно повлечь ущемления прав граждан, оказавшихся заложниками юридических процедур. В данном случае нужно применить весь комплекс мер по переоформлению документов. Чтобы владельцы домов, построенных в границах Прибайкальского национального парка на острове Ольхон, могли узаконить жилье", - так прокомментировал сообщение официальный представитель Генпрокуратуры России Андрей Иванов.
Впрочем, жители острова уже готовы к любому развитию событий. Опасаются только сообщать об исках самым пожилым жителям Песчаной и Хужира.
"Это страшная история, когда надо взять доверенность на представление интересов у этих бабушек 90-летних, а мы не знаем, как им сообщить о том, что им пришли иски и что их дома подлежат сносу", - объяснила юрист Саенко.
При этом многие уверены: дискуссия о принадлежности земель спустя много лет началась неспроста. Ольхон – знаковая точка на карте Байкала. В последние годы сюда приезжают тысячи туристов. Возле нацпарка - десятки турбаз и кемпингов. Сутки в деревянном доме без удобств здесь стоят не меньше 3 тысяч рублей. Хорошая гостиница – 5 тысяч.
Земля, на которой можно строить, – в жутком дефиците. Внезапно ее становится еще меньше. Так мало, что даже собачью будку будет дорого поставить. Кто-то будет в огромном выигрыше от того, что Песчаную и Хужир снесут.