Лишились домов за день: что известно о взрывах и пожаре под Рязанью
В России на этой неделе рвались снаряды. Правда, это были наши же снаряды. Двое суток тушили пожар на складах боеприпасов в воинской части в Рязанской области. Несколько местных жителей получили ранения.
Но вот интересно - о пострадавших среди военных не сообщается. Эти склады - они что, не охранялись? Да и сама причина пожара тоже интересная - из-за возгорания травы. Мол, огонь перекинулся на площадку, где хранились артиллерийские боеприпасы. Трудно предположить, что боеприпасы хранились в чистом поле, не были огорожены. И что движение огня по сухой траве было таким стремительным, что никто не успел отреагировать, как - бац! - и все начало взрываться.
В общем, пока вопросов больше, чем ответов. И ладно бы ответы относились к военной тайне. Но в данном случае мы имеем право знать, что случилось на самом деле, потому что пострадали гражданские лица. А многим пришлось срочно покинуть свои дома.
Причем местные власти заявили, что на первоначальные нужды пострадавшим выделяют по 10 тысяч. Десять тысяч для тех, кто потерял свой дом и свое хозяйство да еще в преддверии зимы? А остальные более серьезные выплаты - только после экспертизы и заключения комиссий? Мы это в Тулуне, помнится, слышали от бывшего губернатора Левченко. В общем, если тушение пожара больше напоминало войсковую операцию, то дальше, возможно, начнется обычная наша действительность.
Взрыв - и за считанные минуты небо заволокло едким дымом, каждую секунду звучали взрывы артиллерийских снарядов.
Скопинский район Рязанской области словно превратился в линию фронта. Первая информация о произошедшем – в соцсетях. Писали, что загорелись склады боеприпасов в воинской части. Побросав свои жилища, люди садились в машины и уезжали как можно дальше. Пожар уничтожал воинскую часть и соседние деревни. А осколки снарядов разлетались на десятки километров…
Спустя несколько часов, когда спасатели оценили ситуацию с воздуха, к месту ЧП для эвакуации жителей выдвинулись автобусы. Вскоре появилась и более подробная информация: горели 111 складов с боеприпасами. Снаряды рвались каждые 5-10 секунд. Зона эвакуации немедленно была увеличена с 5 до 25 километров. В нее попали Шелемишево, Желтухино, Дегтярка, Гореловка, Кузьминки-2 и еще ряд населенных пунктов. На опасном участке была перекрыта федеральная трасса "Каспий". Недалеко от зоны поражения были райцентры Скопин и Ряжск. Между ними железная дорога — именно по ней быстро перебросили пожарный поезд.
В первую ночь ЧП авиацию в воздух практически не поднимали, а чтобы подобраться как можно ближе к эпицентру возгорания, военные привлекли сразу несколько пожарных танков и бронетранспортеров. В районе деревни Гореловки развернули штаб, куда прибыли глава МЧС Зиничев и первый замминистра обороны Булгаков. Тем временем людей начали размещать в пункты временного содержания. Одни буквально кричали…
"Я не истеричка! Я могу им ответить тоже!" - кричит женщина.
Другие были спокойны.
- А про ваш дом что-то известно?
– Известно! Стоит!
– Не сгорел?
– Нет, все в порядке!
Кто-то вспоминал, как в считанные секунды лишился крова, как убегал, даже не взяв с собой документы…
К утру восьмого октября интенсивность взрывов сократилась до одного в 20 минут. МЧС и Минобороны продолжали наращивать силы. Ежечасно в оперштабе увеличивалась и летная группировка. Для оценки ситуации спасатели и военные использовали и беспилотники. Нашей съемочной группе тоже удалось запустить дрон и оценить масштабы пожара с воздуха. На уникальных кадрах хорошо видно сразу несколько очагов возгорания и стремительно приближающуюся к деревням линию огня, которую в лесах звеньями сдерживали пожарные… Роман Талицын прибыл сюда из Реутова. С пяти утра и до самого вечера он и его коллеги сражались с открытым огнем…
"Наша задача – это обеспечить безопасность деревень. Деревни, которые через дорогу, чтобы огонь не перекинулся на жилые строения", - говорит химик-дозиметрист СПСЧ-Реутов Роман Талицын.
К середине дня восьмого октября на месте уже почти три тысячи человек и 250 единиц спецтехники - танки, БТРы, пожарные самолеты и вертолеты. К вечеру оценить обстановку в самом эпицентре удалось и нашей съемочной группе. Сейчас мы пролетаем прямо над территорией воинской части, и хорошо видно, что открытого огня здесь уже нет, а значит, точно можно говорить, что пожар локализован.
Утром в пятницу в Скопинском районе сняли режим ЧС. Вместе с местными жителями в Шелемишевские хутора, Дегтярку, Кузьминки и Желтухино попала и наша съемочная группа. Тут у кого-то полностью сгорел дом, а у кого-то наоборот – только дом и уцелел. Убытки подсчитывали прямо на месте…
"Вот кролики… 50 штук было. Все. Дотла. Сено, как было сверху, сгорело. Даже ничего не осталось", - говорит местный житель.
Оценить, как именно огонь уничтожал прилегающие к складу боеприпасов населенные пункты, можно вот здесь – это Дегтярка. Если посмотреть на эту деревню сверху, то хорошо видно, что дома здесь горели не сплошняком, а локально. А это значит, что осколки от боеприпасов хаотично разлетались в разные стороны и становились самостоятельными очагами пожара.
И пока люди возвращались в деревни, пожарные продолжали охранять периметр. Проливка лесов легла на авиацию. Уникальные кадры удалось снять оператору Евгению Чегису. Вертолеты МИ-8 набирали воду в нескольких километрах от очагов возгорания, а после один за другим эшелонами летели обратно в самое пекло.