Смертельные игры: почему дети гибнут на российских детских площадках
Согласно исследованию ОНФ, до половины детских площадок не соответствуют современным нормам безопасности. Есть совсем тяжелые случаи вроде перекошенного домика для малышей в Мордовии в Ромодановском районе. Или "убитые" брянские аттракционы. Но даже те, что находятся не в таком состоянии, тоже могут нести опасность. Даже хуже, потому что снаружи вроде ничего опасного. Но почему ОНФ вдруг забил тревогу - об этом в материале РЕН ТВ.
Детская площадка – самое безопасное место во дворе, пока не пришли дети. И как только они оказываются на качелях или забираются на карусель, аттракционы могут стать смертельно опасными.
Девятилетний Савелий из Перми погиб, когда сделал несколько оборотов на качелях и сорвался. Ограничителей, которые помешали бы выполнить смертельный номер, просто не было.
Главное вещественное доказательство, качели, пропали на следующий день. Представители ТСЖ просто срезали их и увезли в неизвестном направлении.
Почти все элементы этой площадки смертельно опасны, а отвечать за гибель мальчика некому. С нашей съемочной группой чиновники разговаривать отказались. Когда речь идет об ответственности, давать интервью вообще не спешат. Некоторые даже идут в атаку.
Это Челябинск. Мы пришли к главе Советского района, чтобы узнать, как же так получилось, что на городской детской площадке пятиклассник Гриша Крупинин сломал ногу.
Мальчик, на которого упали качели, сейчас в больнице. У него сложный перелом со смещением. А те самые качели коммунальщики опять же срезали и по знакомой нам схеме увезли в неизвестном направлении. Местных жителей это удивило.
"Вот здесь стояла старая качель. Ну вон посмотрите, там они вообще без ручек – обычные качели двухсторонние", - говорит местная жительница Елена Корик.
Подобных историй десятки. В Нижнем Новгороде на одной и той же игровой площадке за неделю жертвами стали двое.
Официальную статистику о количестве погибших и пострадавших в подобных ситуациях никто не ведет, говорит эксперт Наталья Зинченко, чуть ли не единственный в стране специалист по уличным игровым комплексам.
"Был момент, когда я взлетала на самолете. Мне позвонили и сказали, что в одном из городов погиб ребенок. Я приземлилась, и мне позвонили сказали, что еще один ребенок погиб", - рассказывает она.
Причиной травм или гибели ребенка чаще всего становится полное несоответствие площадки мерам безопасности. А ведь в России есть специально разработанный техрегламент и ГОСТ. В соответствии с ними идеальный игровой комплекс должен выглядеть вот так: качели - только на веревке или цепи; тоннели, горки и домики должны иметь минимум два выхода; для защиты от падения – перила и ограждения; материалы, из которых сделана площадка, не должны быть токсичными и горючими. А максимальная высота, на которую может подняться ребенок, 2 метра.
"И самое важное - это то, что там указано то, что при истечении назначенного срока службы данной площадки, независимо от ее технического состояния, необходим ее демонтаж и утилизация", - говорит управляющий партнер Национального центра по безопасности аттракционов, аквапарков, детских игровых площадок и развлекательного оборудования, судебный и технический эксперт Андрей Петренко.
Вот только регламент этот пока не работает – все требования вступят в силу лишь в 2021 году, когда специалисты демонтируют старое оборудование и установят новое. Сложнее всего сделать это в Москве и Московской области, где детских площадок тысячи.
Хорошие игровые комплексы в подмосковном Одинцове Ольга Лантратова может пересчитать по пальцам одной руки. В этом дворе безопасна только песочница.
Наша съемочная группа объехала с десяток дворов - и ни одной детской площадки, соответствующей ГОСТам, мы так и не увидели.
Цепи конкретной качели на одной из детских площадок в Одинцове обрывались несколько раз, но вместо того, чтобы полностью заменить неисправное оборудование, местные власти экономили и просто приварили цепь обратно. Места сварки можно посчитать – раз, два, три, четыре, пять – то есть как минимум пять раз с этой качели падали дети.
За состояние игровых комплексов здесь отвечает Павел Вялов – генеральный директор "Одинцовского городского хозяйства".
"Ну сварена, да… Ну, сейчас мы эту цепочку заменим…" - оправдывается он.
Но все цепочки поменять невозможно, как и держать на контроле почти две сотни площадок, несмотря на жалобы жителей.
Перемещаемся в Москву: район Измайлово, улица Первомайская. Типовая детская площадка - с виду безопасная, но...
"Когда ребенок садится, сиденье сползает вниз. У ребенка ноги начинают волочиться по земле", - говорит муниципальный депутат района Измайлово Надежда Загордан.
Установленный комплекс - копия, сделанная на основе макетов завода-изготовителя. Никаких заключений о том, кто именно и где произвел это оборудование, нет. Крепления сделаны вручную. То есть они просто согнуты, просто сварены. Это не заводская вещь.
Судя по официальной информации с сайта госзакупок, благоустройство двора на Первомайской улице обошлось в пять с небольшим миллионов рублей. Половину суммы госконтракта как раз стоила та самая площадка.
"Подрядчик, который выиграл контракт, он здесь выполнял все – самостоятельно делал асфальт, самостоятельно покрытие, самостоятельно зелень высаживал, и он же сам у себя где-то в сарае или где-то наподобие завода сам соорудил более-менее подходящие копии, где-то точные, где-то неточные", - заявила муниципальный депутат района Измайлово Татьяна Царенко.
Фирма-подрядчик, которая устанавливала этот комплекс, оказывается, выиграла почти все конкурсы по благоустройству территории в Измайловском районе. Мы посчитали: только за прошлый год 14 госконтрактов на общую сумму больше 70 миллионов рублей. Как результат, некачественные площадки и дети, получившие травмы.
"Залез – прыгнул. Первый раз прыгнул удачно, второй раз – неудачно. Мы зашли домой, соседи нас отвезли в травмпункт, в травмпункте сказали – перелом со смещением", - рассказывает москвичка Эльвира Антонова.
Резиновое покрытие здесь не соответствует ГОСТам: вместо положенных четырех сантиметров – один. Поэтому ребенок и сломал руку. Он упал, а резинка не амортизирует совершенно.
Как принимали работы подрядчика и сколько на самом деле стоил комплекс, мы решили спросить у главы Измайловского района Михаила Добвни. Но как только Михаил Владимирович понял, что разговор пойдет о детских площадках, пустился в бегство. Чиновник уехал, так и не ответив на наши вопросы.
В Перми по факту гибели 9-летнего Савелия возбудили уголовное дело. Качели, на которых школьник исполнил свой смертельный номер, не то что ГОСТам, а даже элементарным нормам безопасности не соответствовали. Что хорошо видно на этой записи.
"Ребенок не виноват. Просто потому, что он ребенок, он идет туда, где ему нравится, если хочешь качаться - он идет качаться. Родители тоже не должны с лупой скрупулезно проверять качество сварных швов и так далее. То есть это в любом случае ответственность управляющей компании либо муниципалитета. Это однозначно", - говорит эксперт ЖКХ по благоустройству Юрий Кочетков.
Многим родителям кажется, что детская площадка – самое безопасное место во дворе. И она должна быть такой. Именно поэтому есть совершенно конкретные и строгие требования к игровым комплексам. Правда, они, к сожалению, не исключают ни разгильдяйство чиновников, ни коэффициент коррупции, заложенный порой даже в самые надежные с виду горки и качели.