Врач рассказала, как жила полгода в ковидном госпитале
Для исследования Всемирной организации здравоохранения создали чудесный график. Это график распространения гриппа. Такие делают каждый год. Но в этом году поразительная статистика - мы видим, как кривая гриппа растет, достигает пика в начале февраля. А в конце марта - начале апреля грипп вдруг исчезает. И все. Больше никакого гриппа вплоть до ноября. Означает ли это, что грипп испугался коронавируса и сам по себе исчез? Нет. Дело в том, что грипп диагностируют по результатам анализа крови. Но все мощности сейчас - на анализы на коронавирусную инфекцию. И этот график - иллюстрация, насколько во всем мире обострилась ситуация с заболеваемостью коронавирусом.
Так, те же выборы в США привели к рекордным 103 тысячам заболевших за сутки. 52 тысячи человек были госпитализированы. Если учесть, что сейчас везде стараются не перегружать медицину и госпитализируют больных только с тяжелым течением болезни, то половина госпитализированных - это очень много. И только за третье ноября в США умерли 1100 заболевших. У нас тоже антирекорд - больше 20 тысяч заболевших в день. Конечно, все ждут начала вакцинирования. Причем не только в России. Так, на этой неделе стало известно, что израильские медики готовы представить нашу вакцину Спутник V в свой Минздрав для регистрации и применения, чтобы Израиль мог закупать ее у России. Венгрия так и не отреагировала на угрозы Еврокомиссии и продолжила переговоры по покупке русской вакцины.
Однако стоит понимать, что массовой вакцинации быстро организовать не получится. Произвести вакцины в точных пропорциях ее составляющих и при этом в больших количествах - в миллионах доз - это огромная проблема для национальных фармакологических компаний. С одной стороны, еще в октябре директор института имени Гамалеи Александр Гинцбург обещал, что к декабрю объем производства только Спутник V может вырасти до 5-6 миллионов доз в месяц. И этого достаточно, чтобы вакцинировать 70 процентов россиян в течение года. Года. С другой - еще в середине октября министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью Bloomberg TV заявлял, что Россия произведет к концу года чуть более 2 миллионов доз. Ежемесячное производство может превысить 10 млн доз, но в начале 2021 года. Напомню: население России - без малого 147 миллионов человек. А коллективный иммунитет выявлен еще недостаточно. Поэтому такое внимание во всех СМИ к врачам. Потому что именно они еще долго будут главной нашей опорой в борьбе с вирусом. Такие как Елизавета Бойцова из Красноярска, чья смена длилась более шести месяцев. С 27 марта по 1 ноября. С небольшим перерывом на болезнь. На коронавирус.
Полгода в "красной зоне". Бок о бок с зараженными пациентами. Сейчас уже отпустило. Но в начале было страшно. Когда главврач предложил 30-летней Елизавете Бойцовой руководство приемным покоем ковидного стационара, она потеряла дар речи.
"Он спрашивает: согласна? Шок! Я побелела, посинела", - говорит Елизавета Бойцова.
Но недаром фамилия у нее "боевая" и подход к самой жизни – бесстрашный.
В марте поступило распоряжение оборудовать при краевой клинической больнице ковидный госпиталь. Вдруг выяснилось, что Елизавета – самый опытный инфекционист. Молодому доктору не оставалось ничего другого, как взяться за дело и обустроить стационар на 300 коек за рекордные три дня. На войне как на войне.
Они первыми осознали: никто, кроме них, с пандемией не справится. В полевых условиях налаживали работу отделений. Когда пошел вал заболевших, валились с ног, но делали все возможное. Вспоминать те дни тяжело. Казалось бы, от работы до дома – рукой подать. Госпиталь видно из окна. Но за полгода заведующей приемным отделением почти не удавалось выбраться со службы.
"Я выходила раза два цветочек полить – больше сил не оставалось", - говорит Елизавета Бойцова.
У Елизаветы сейчас так называемая обсервация. Минимум контактов и прогулок. Но в родной госпиталь тянет непреодолимо. Там, на четвертом, в шаге от красной зоны - больничное общежитие. У заведующей – своя привилегированная двухместная комната. Остальные врачи и медсестры живут по шесть человек. Выбежавшая к нам на минутку молодая врач не покидала больницу почти 4 месяца.
Работа на износ рождает нерушимое профессиональное братство. От медиков огромное желание во что бы то ни стало победить болезнь передается пациентам.
"Лечат здесь отменно. Здесь нет случайных людей – все человеки!" - говорит пациентка.
Все эти полгода Елизавета Бойцова жила в таком напряжении, что теперь, кажется, до конца так и не осознала: появилось время на обычные житейские дела. Ведь в красной зоне не было даже пары минут ответить на сообщения друзей. Близкие не обижались. Просто приходили поддержать. Разнообразили пресное больничное меню и меняли темы "вирусных" разговоров. Без них Лиза, наверное, совсем бы забыла о себе. Какая там косметика.
Когда каждый день по 180 новых пациентов, забываешь поинтересоваться здоровьем самых дорогих. Мама, конечно, все простит, но уж очень редко удавалось набрать ее номер. Можно пережить изматывающую работу, разлуку с близкими, бессонные ночи… Но как вынести внезапно обрушившееся море людского горя?
До пандемии инфекционист Лиза скромно принимала плановых больных в угловом кабинете этого огромного серого здания. А превратившись в одного из самых авторитетных в Красноярске специалистов по Covid -19, своих подопечных не бросила. Находит время для удаленных консультаций.
Это поначалу замотанные в синтетику наглухо застегнутого комбинезона врачи сходили с ума и покрывались с ног до головы потом. Очутившись дома без спецкостюма, маски и очков, Елизавета чувствует себя не в своей тарелке. Ведь она сама придумала для коллег "систему маркировки".
"Врачи - с красной полоской. Медбратья – с синей, санитары - с желтыми – дело пошло", - говорит она.
Про таких говорят: их выбрало время. А им самим выбирать не пришлось. Но Елизавета уверена: знай, что не выйдет из красной зоны полгода, все равно шагнула бы туда без малейших сомнений. Не раздумывая ни минуты…