Чиновники оштрафовали священника за ремонт разрушающегося храма
Департамент охраны объектов культурного наследия решил: ремонт - не законен. А на все просьбы начать реставрацию храма священнику отвечали - денег нет.
Чтобы попасть на колокольню, звонарь каждое воскресенье рискует жизнью. Кирпичи падают из кладки, стены рушатся. Ремонт в старинной церкви сделан только наполовину. Все, что смогли прихожане, - на пожертвования положить крышу, вставить окна и сделать пол.
"Я даже не знаю, сколько вложено, сколько трудов. Кто чем - словом, делом, едой, деньгами - всем помогают. Слава богу", - говорит настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Устье отец Владимир.
Прихожанка храма Татьяна Огиенко рассказывает, что кто-то привозит кирпичи, кто-то - доски. Храм восстанавливают всем селом. Но вместо благодарности за спасение церкви батюшке пришел штраф в 100 тысяч рублей, который оскорбил чувства не только верующих, но и многих здравомыслящих жителей села.
"Это полный маразм со стороны властей. Как говорится - ни себе, ни людям. Поля были дощаные, крыша - практически вся худая была, заменили крышу. А наверху там березы росли", - возмущаются местные жители.
Департамент охраны объектов культурного наследия решил: ремонт - не законен. Ведь церковь 1771 года на берегу Волги - памятник культуры. И без согласования с чиновниками, которые вообще-то должны сами заниматься реставрацией церкви, в стены даже гвоздь вбить нельзя.
"Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся на основании разрешения и согласования проектной документации, которые выдаются департаментом", - заявила заместитель директора департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области Наталья Грушевская.
На все просьбы начать реставрацию храма священнику отвечали - денег нет. А после чиновники пошли в суд и выиграли. О заседании ни батюшка, ни епархия почему-то не знали. Смириться пришлось не только из христианской добродетели - обжаловать штраф было слишком поздно.
"Мы можем вслед за древними сказать - плох закон, но это закон. Те же самые 100 тысяч для прихода - это очень серьезные средства, которые могут еще и еще благоукрасить этот храм", - высказался пресс-секретарь Ярославской епархии иерей Александр Сатомский.
На экспертизу и проект реставрации придется потратить еще не одну сотню тысяч рублей. Таких денег у деревенского священника нет. Но у всех прихожан есть желание - во что бы то ни стало спасти церковь.
"Наши предки создавали этот храм в 1771 году. И сейчас мы не можем сохранить то, что передали нам наши прадеды. Мы пытаемся. Но нам бьют по рукам. Я считаю, что это не правильно, не по-человечески это", - считает жительница села и прихожанка Наталия Высоцкая.
Таких медленно разрушающихся церквей - памятников архитектуры по стране - тысячи. На их ремонт в бюджете почти всегда денег нет. Поэтому многие храмы пытаются спасти на пожертвования прихожан. Но сохранить их изначальный вид могут только реставраторы, а не строители.
"Архитектурное наследие часто губится из лучших побуждений. И я знаю случаи, когда из лучших побуждений белокаменный храм 16 века был такими ревнителями обмазан цементом. Все должны делать профессионалы, как бы наша душа ни болела, как бы сердце ни разрывалось от горя", - заявил заместитель генерального директора музеев московского Кремля, руководитель секции реставрации памятников архитектуры Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры Андрей Баталов.
Батюшка переживает - если и дальше ничего не делать, то храм снова начнет разрушаться. Собираются ли местные чиновники внести свой вклад в восстановление церкви - неизвестно. Пока все строительные работы приостановлены на неизвестный срок.