Не успел в Хакасии утихнуть скандал, когда однопартийцы губернатора Валентина Коновалова обвинили местных журналистов и общественников в экстремизме, как вспыли шокирующие подробности. Подписи под документом, похоже, собирали обманом. Об этом прямо заявил один из депутатов: что подписывал – не знал. Лист был чистым.
"Там было пять фамилий. Под этими фамилиями было по две строчки. Все, больше ничего не было там. Чистый просто, вот такой лист был. Вот его подписали отдельно", – уверяет депутат Абаканского горсовета Виктор Менжуренко.
Две недели назад депутаты-коммунисты подали заявление в прокуратуру. В этом документе они назвали экстремистами пятнадцать журналистов и общественных деятелей, которые не раз критиковали руководство республики. Председатель исполкома ОНФ Евгений Мамаев – один из тех, кто оказался в списке. Как выяснилось, за то, что проводил акцию в помощь врачам.
"То есть мы говорили спасибо врачам, обещали им поддержку в случае, если власти начнут давить на них. Потому что звучали угрозы в адрес врачей – увольнения, лишить премии и еще какие-то санкции. И вот эту акцию включили в этот список, что это якобы и есть экстремизм", – рассказал председатель Исполкома ОНФ Евгений Мамаев.
Журналисты и общественники назвали обвинения абсурдными. И заявили – это очередная попытка властей ввести в республике цензуру и отвлечь внимание от реальных проблем. А их в Хакасии все больше и больше. И в медицине особенно. Пенсионерка Лина Филатова почти не выходит из дома – говорит, если заболеет, лечиться ей будет нечем. Даже обычный парацетамол недавно вдруг исчез из аптек.
"Зайдешь в аптеку, нужных лекарств нет, а во-вторых, там цены! Вот у меня старые запасы, а сейчас хотелось бы купить, но увы не хватает", - жалуется пенсионерка Лина Филатова.
И это при том, что на закупку лекарств Хакасии из федерального бюджета выделено 20 миллионов рублей. А использовали почему-то только 300 тысяч. В разгар пандемии COVID-19 для пациентов не хватает мест в стационарах, машины скорой помощи выстраиваются у больниц в очереди. Из-за этого в столице региона проходят пикеты. А полпреду Сергею Меняйло, когда он приехал в Хакасию с проверкой, пришлось несколько дней лично решать задачи, с которыми не справляется региональное правительство и его глава. Министр здравоохранения Хакасии Виктор Шевченко ушел в отставку.
"Власти Хакасии показали свою абсолютную неспособность вообще ни к чему. Они вот и придумывают эти истории по поводу того, что якобы в регионе действует некая группировка политических экстремистов, которая надо полагать мешает им возрождать промышленность, решать социальные вопросы", - объяснил ситуацию журналист Михаил Афанасьев.
Желание очернить несогласных с политикой Валентина Коновалова и его министров, похоже, обернулась против самих же депутатов, написавших в прокуратуру. Если раньше это заявление вызывало у общественности разве что смех, то теперь тянет на уголовное дело. Неправомерный сбор подписей можно классифицировать сразу по двух статьям – подлог или мошенничество.
"Анастасия Мох и ниже под ней подписавшийся тоже депутат горсовета Абаканского, как и она, Евгений Панков, вот они так странно заполнены одной ручкой, одним почерком, идеально. Создается впечатление, что Анастасия Мох и за себя, и за своего мужа подписалась, потому что Евгений Панков – ее супруг", – отметил журналист и общественный деятель Александр Бортников.
"Эта вся ситуация показывает уровень катастрофы, которая происходит в республике. Нам необходимо срочно менять и ротировать исполнительную власть в первую очередь, но и народ, я думаю, внимательнее отнесется и к законодательной власти на всех уровнях", - заявил политолог Александр Махяр.
От своих подписей под обвинениями в адрес журналистов и общественных деятелей отказались уже два депутата. Говорят, их ввели в заблуждение однопартийцы. А вот кто и зачем – этим теперь вплотную займутся следователи.