Представить Музей изобразительных искусств имени Пушкина без Ирины Антоновой было невозможно, но теперь придется. Здесь ее называли десятой музой и ангелом-хранителем этого московского собрания живописи и скульптуры - и сегодня называют шепотом и сквозь слезы. И - уже громче - про ее энергию, вкус, профессиональное чутье и организаторские способности, превратившие Пушкинский в один из главных художественных музеев мира.
"Работать, как Антонова, очень трудно. Для этого нужен большой опыт и доверие со стороны тех музеев, с которыми предстоит иметь дело", - говорит художник Борис Мессерер.
В 1974 году Антонова буквально легализовала в СССР импрессионистов, для этого даже пошла против партийного мнения. Да и отечественные абстракционисты у нее в долгу. Например, во время посещения музея Брежневым она провела его мимо полотен Кандинского. Генеральный секретарь ничего не сказал. После этого в Советском Союзе удалось узаконить абстрактную живопись. Даже в глубоком возрасте Антонова не утратила смелости и творческих желаний.
"В нашем возрасте каждый год, уверяю вас, очень много значит. Появляется новое измерение, новое ощущение. Очень многое из суетного куда-то уходит. Очень многое открывается", - говорила она.
Ей завидовали, ею восхищались, с нее брали пример. Антонова говорила: "Я скорее счастлива, чем нет, ведь всю жизнь я занималась любимым делом на рабочем месте". И признавалась, что она диктатор, а диктатуру называла высшей степенью ответственности.
"Железная леди музейного дела" в Пушкинском появилась в 1945 году, а уже в 1961-м возглавила его. Именно благодаря ее трудам наши соотечественники впервые увидели Мону Лизу Леонардо Да Винчи, уникальные выставки Пикассо, Модильяни, Тёрнера, Караваджо, Тициана. А еще она создала Музей личных коллекций, который реабилитировал коллекционеров в нашей стране.
Антонова признавалась, что верит не в Бога, а в человеческий гений. Преклонялась только перед великими талантами и высоким искусством. В 1981 году вместе со Святославом Рихтером организовала в Пушкинском фестиваль музыки и живописи "Декабрьские вечера".
А еще Ирина Антонова обожала быструю езду. Ее водительский стаж - более 60 лет. На пассажирское место она пересела только после своего 90-летия.
"Я люблю быструю езду. Но это если за городом, на шоссе 140 (км/ч) я ездила, а вот больше точно нет. Да у меня и машина больше не возьмет", - признавалась она.
А вот о своей частной жизни Антонова рассказывать не любила. Говорила: музейные тайны еще могу раскрыть, личные - никогда. Говорила откровенно: "Я вам этого не скажу! Мне не хватило очень многого. Врать я не хочу, что я счастливая!"