Во имя добра: в День волонтера добровольцы поделились своими историями
Два дня проходил онлайн-фестиваль волонтеров движения "Мы вместе", созданного в этом году из-за начала пандемии коронавируса. Но президент правильно сказал в своем обращении к участникам встречи с волонтерами и финалистами конкурса "Доброволец России - 2020": хотя он и видит на экранах много добровольцев, на самом деле большая их часть в данный момент продолжает трудиться, работая в медучреждениях, бесплатно развозя на личном транспорте врачей или продукты пожилым людям и инвалидам, заботясь о них дома, забирая к себе детей из соцучреждений. И среди таких добровольцев, что интересно, довольно много людей обеспеченных. Вернее сказать, самостоятельных. Это новое поколение граждан России - молодых и среднего возраста, которые привыкли опираться на собственные силы и у которых есть собственный нравственный кодекс, включающий взаимопомощь в тяжелую минуту. Помощь тем, кто в ней нуждается.
Сергей Зихов - врач-стажер скорой помощи из Владикавказа - давно понял: лечит доктор, а исцеляет забота о ближнем. С начала пандемии собрал целую армию добровольцев. Теперь на вопрос, как удается совмещать командование с дежурствами, Сергей, стряхивая с лица усталость, отвечает честно: никак.
Сергей и его команда помогли в реабилитации 20 тысячам жителей Северной Осетии. Об этом он рассказал президенту во время встречи с волонтерами и добровольцами.
- К сожалению, я сам заболел. Я не мог остаться в стороне и пошел помогать нашим коллегам, устроился на работу врачом-стажером скорой помощи, - говорит Сергей Зихов.
- Понял, спасибо. А вы сказали, что сами заболели, как вы лечились, как вас лечили?
- Лечение проходило на дому, наши врачи мне предоставили бесплатные лекарства, лечился в домашних условиях. Переболел две недели и снова в строю.
Итальянец, даже если он как красноярский волонтер, Валерио Дзанетти, со всей южной страстью очарован сибирскими морозами.
"Мой дом здесь, моя жизнь здесь, мое будущее здесь", - говорит он.
Итальянец - это навсегда. Соотечественник Пуччини и Верди вместо "здравствуйте" затягивает сибирским пенсионерам арии.
В обычной жизни Валерио преподает итальянский и испанский. Но и сам за восемь лет в России многому научился. Узнал, что горе роднит, стал волонтером. Разносит продукты и лекарства. А еще освоил хитроумную науку тонко формулировать заветные просьбы к главе государства.
- Господин президент, я не француз, я не актер, я простой итальянский преподаватель, но так сильно мечтаю стать гражданином России - это тонкий намек, - говорит он.
- Тоньше не бывает. Хорошо. Как вам там, в такой суровой климатической зоне, человеку с Европы, южанину, как вы себя там чувствуете? - спрашивает президент.
- Сначала было очень сложно, но здесь климат очень холодный, а на самом деле люди - очень горячие. Миллиард людей мне помогали здесь.
- Ну и паспорт, конечно, должен быть рядом с сердцем. Думаю, что решим этот вопрос с удовольствием, - говорит Владимир Путин.
Разговор Валерио с Владимиром Путиным произвел настоящий фурор на родине итальянца.
"Да, моя мама плакала. Ей было приятнее, чем мне, если возможно", - говорит он.
Если Сергей из Владикавказа и Валерио из Красноярска - "добровольцы года", то само волонтерство претендует на звание явления года. Желание бескорыстно помогать друг другу сплотило миллионы.
"Повторю, все эти меры направлены на то, чтобы волонтерское движение расширялось, чтобы укреплялся его созидательный потенциал. Дорогие друзья! В этом году в различных волонтерских проектах приняли участие более 15 000 000 граждан нашей страны. Но на самом деле людей, которые откликаются на беду ближнего, безусловно, гораздо больше. Потому что сердечная щедрость, великодушие и милосердие для нас - норма жизни", - говорит Владимир Путин.
Угроза общей беды, перед которой беззащитны и стар и млад, богач и бедняк, прозвучали призывом: а ты записался в добровольцы?
"И то, что в пандемию у нас это случилось, это, конечно, какое-то открытие. И родилось что-то внутри, из плохого что-то вышло такое хорошее, какая-то другая сторона", - говорит врач-волонтер Анжелика Колбая.
Самые неравнодушные - из первого призыва, весеннего. Анжелика Колбая из обеспеченной московской семьи, шагнув в апреле добровольцем в "красную зону" ковидного госпиталя, по сей день ходит туда как на работу. Больница № 52 - одна большая "красная зона". Наша героиня Анжелика только что выписала пациента, который больше месяца провел между жизнью и смертью.
- Наши ребята и наш заведующий сделали невозможное. Я не знаю, это какое-то чудо было, - говорит она.
- Было серьезное поражение, да?
- Было серьезное поражение, было все очень нелегко. Но мы сегодня выписались, и у меня были слезы. Я шла и думала, только бы не заплакать, только бы не заплакать, но я разревелась, конечно.
Волонтеры не врачи. Но и они лечат - добрым словом или просто улыбкой, которой так не хватает тем, кто теряет сознание от высокой температуры и сходит с ума от монотонного хрипа аппаратов ИВЛ.
"Потому что, когда ты видишь пациента, который лежит и говорит "я умираю", какие-то круги ада вспоминает, потому что люди пугаются очень сильно... И он в реанимации, проходит неделя и уже лучше, лучше и лучше, Потом все - человека выписывают в обычную палату, и это очень круто", - говорит предприниматель-волонтер Сергей Начовный.
Больничную палату и столичную квартиру Сергея Начовного роднит лаконичность. Из атрибутов руководителя очень модного бизнеса по развитию сотрудничества с Китаем в доме-офисе только дорогой ноутбук. Его удаленная работа с Поднебесной начинается московской ночью. Когда в Китае вечер, у Сергея рабочий день - волонтером в ковидной реанимации.
Примета времени: в волонтеры записываются руководители компаний, бизнесмены, владельцы заводов и пароходов. Пандемия быстро объяснила: не в деньгах счастье.
Охрана с автоматами. Круглосуточные камеры наблюдения. Доброволец ковидного призыва Сергей Гирин должен быть уверен, что на основной работе тылы прикрыты, пока он сам воюет на коронавирусном фронте.
"Будучи верующим, должен быть на острие. Ухожу на войну с ковидом. До сих пор считаю, что это боевые действия. Врачи - герои, они на передовой", - говорит генеральный директор управляющей компании и волонтер Сергей Гирин.
Из босса в медбратья. Сергей перевозит пациентов на операции. Если нужно - носит на себе.
Казалось бы, какое дело жителю Екатеринбурга Евгению Ганееву до пострадавших от урагана на Филиппинах, или голодных беженцев в Ливане, или бездомных семей, оставшихся без крова в сирийском Алеппо? Но нет же - его тянет в самые горячие точки мира, едва над руинами развеется дым и утихнут выстрелы.
"2017 год - это Алеппо. Там вообще, конечно, крайне крайняя разруха. И там в руинах прямо проживали семьи, дети, мамы с детьми. Все отцы были либо на фронте, либо же умерли - им всем нужна была помощь: вода питьевая, продукты", - говорит он.
В один только Донбасс уральский волонтер проникал шесть раз. Туда везли гуманитарку. Оттуда, на большую землю в Россию, беженцев, спасавшихся от минометов и гаубиц.
"Приобрели броневик в Москве. Это на самом деле не военный броневик, а инкассаторская машина списанная. И на этом броневике проникали в опасные районы, довозили туда гуманитарную помощь, а обратно вывозили людей, которые нуждаются в том, чтобы оттуда сбежать, чтобы спасти жизни свои", - говорит он.
Уральский предприниматель вот уже 10 лет откликается на любую беду в любой точке земного шара. Но сейчас "волонтер мирового масштаба" Ганеев, прежде всего, нужен дома. И об этом тоже рассказал президенту.
- Обратил внимание, что есть некоторые категории нуждающихся, которые не охвачены полностью, не достается. Это люди из самых бедных районов города, у них нет радио, телевидения. У них нет возможности позвонить. Мы приняли решение, обошли все регионы и привезли продуктовые наборы.
- Да, действительно. Вы знаете, волонтерская деятельность - это один из способов самореализации для любого человека. И когда сейчас Женя сказал о том, что понял, что не до всех помощь доходит, это говорит о чем - о том, что истинное добровольчество, истинное волонтерство не может быть сделано для галочки, оно не может осуществляться для какого-то отчета, для отчетности, каких-то докладов на будущее. Кто его заставлял идти к людям, которые не получают этой помощи? А он пошел, - говорит президент России.
На севере своя специфика: между поселками - бескрайние снежные поля. Лекарства и еду нуждающимся развозят на снегоходах утром ранним. Принимают заявки даже от оленеводов, которые иногда и сами точно не знают, куда это они перекочевали со своим стадом.
"Поступают заявочки нестандартные - типа доставить продукты в стойбища. Также у нас обратилась женщина с просьбой доставить хлеб и другие продукты. Вот мы доставили, буквально 5 километров от поселка, и сейчас мы обратно отправимся домой в поселок", - говорит муниципальный координатор проекта "Мы вместе" в селе Новый Порт Елена Худи.
В тундре, где одна юрта на десятки тысяч квадратных километров вечной мерзлоты, по-особенному звучит задача волонтеров - помочь каждому.
- Ребята могут обрабатывать заявки не только в самом поселке, но и за его пределами - в тундре, - говорит Елена.
- Куда вы добираетесь, Лена? - спрашивает президент.
- Мы работаем на ближайшей территории около Нового Порта, самого поселения. На снегоходе это несложно.
Усилия добровольцев идут не только на борьбу с пандемией. Волонтерство проникает во многие сферы жизни. Кто-то, как знаменитый на всю страну кохомский Дед Мороз Владимир Смирнов из Ивановской области, создает новогоднее волшебство для больных ребятишек. 19 лет подряд он по собственному желанию покупает подарки - тратит свои кровные, и люди добрые помогают - и несет новогоднюю сказку. Потому что кто же поверит в Деда Мороза, если он, Владимир Смирнов, не прицепит бороду?
- Вы знаете, есть такая профессия - Родину поздравлять. Так вот, это мой новогодний девиз, с ним я по жизни иду. Я помогаю детишкам, разношу подарки детям с ОВЗ. В прошлом году мне удалось поздравить более четырех с половиной тысяч детей. Также я обучаю других аниматоров Дедов Морозов по всей стране.19 лет я ношу костюм Деда Мороза, я понимаю, для чего я хожу. Допустим, я прихожу к слепому ребенку, он трогает мое лицо и с улыбкой понимает, что к нему пришел Дед Мороз. И сейчас я работаю педагогом. У меня есть идея по запуску большого предновогоднего движения Дедов Морозов. Я очень много путешествую, у меня появились друзья, у которых есть похожие проекты. Я предлагаю нам объединить усилия - вовлечь еще больше людей. Было бы здорово, если бы бизнес мог помочь организовать подарки или пошив костюмов для наших волонтеров, а мы уж сами поздравим детишек.
- Такая деятельность, как ваша, ну и, собственно говоря, других наших волонтеров, добровольцев, она наполняет смыслом всю вашу собственную жизнь. Вы получаете от этого внутреннее удовлетворение, вот это вы по-настоящему счастливые люди, - говорит президент.
Доброволец - от слов "добро" и "воля". Каждым из них движет вера в хорошее. Это ведь очень несправедливо, когда загнанных лошадей пристреливают, решила страстная лошадница Ольга Акутина из Самары.
"У лошадей мало выбора: или в добрые руки, или на мясо", - говорит она.
Ольга выкупила на собственные деньги всех лошадок-пенсионеров своего клуба и подарила им обеспеченную старость. Цена работы волонтеров-поисковиков еще выше. Человеческая жизнь. Без них Нина Ивановна из Перми не встретила бы вчера, в волонтерский праздник, свой 82-й день рождения. В сентябре во время лесной прогулки женщина заблудилась. Запаниковала. В темном холодном лесу в голову лезли темные мысли. Кому она нужна на старости лет?
"Все думают, что их никто не ищет", - говорит руководитель поискового отряда Ксения Макарова.
Когда на третий день бессонных поисков Нину Ивановну обнаружили, слез радости не могли сдержать даже видавшие виды мужчины.
Когда приходит беда, под знамена поисковиков встают тысячи добровольцев. Пропавшего под Брянском 8-летнего Кирилла Петрухина искали москвичи, орловчане, смоляне. Сотни мужчин и женщин сутками не смыкали глаз в надежде услышать одно единственное слово - "нашли".
Они не просто убеждены: чужих детей не бывает. Они очертя голову бросаются на поиски. Мало считать себя хорошим человеком. Нужно делать добрые дела. Так становятся добровольцами.