Киберхулиганство: кто срывает занятия школьников на дистанционке
И чиновники, и врачи, и ученые признают: вакцинация - это самый быстрый способ вернуться к нормальной жизни, без страхов и ограничений. Усталость людей от той же удаленной работы или дистанционной учебы понятна. Непонятно скорее другое. Почему некоторые стали воспринимать ту же дистанционку как возможность остаться безнаказанными.
Дистанционный урок с репетитором по математике для Тимофея не только возможность на отлично закончить четверть, но и отдушина после массовых занятий по видеоконференции.
Резкая музыка, выкрики с неприличными словами, непристойные видео или картинки. Весь свой арсенал школьный хулиган в эпоху дистанционного образования может применить не то что за тысячи километров от школы, но даже не являясь учеником сорванного урока.
Для срыва дистанционных уроков в крупнейших соцсетях и мессенджерах есть группы, в которых школьники обмениваются ссылками на такие онлайн-трансляции и именами, под которыми в них можно заходить.
"Многие родители не знают, чем занимаются их дети, пока та или иная школа не обратится в полицию. Личность установят, и детей могут привлечь к ответственности", - считает член ОП и глава Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина.
Вот только дел о привлечении к ответственности за такой киберсаботаж образовательного процесса - единицы. По закону, срыв урока можно квалифицировать как хулиганство или нарушение общественного порядка. Но вот ущерб уж слишком мизерный.
"Ну не хватает, скажем, прямо на всех сил, более того, сейчас в сфере IT-технологий более опасные и тяжкие преступления, связанные с банковским сектором", - пояснил юрист и член общественного совета при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Алексей Койтов.
Отслеживать таких неудобных хулиганов у учителей тоже нет ни времени, ни сил. Этим и пользуются. С жалобами на срывы, или, как говорят пранкеры, "сливы", уроков по дистанционке в Национальный центр помощи детям обращаются со всей России.
"Если проблема есть в России, то, я уверен, она есть и в других странах. Потому что сейчас Zoom фактически - это стандарт для обучения школьников в период пандемии. И дети везде одинаковые", - отмечает специалист по IT-безопасности Александр Печенкин.
Вот общественники и планируют обратиться к основным платформам для онлайн-конференций с предложением усовершенствовать настройки. Айтишники парируют: в большинстве программ уже есть дополнительные функции приватности. Ими просто нужно уметь пользоваться.
"Можно выключать микрофон участника, можно ограничить доступ тех, кто участвует в конференции и брать в конференцию только учеников школы, которые должны участвовать", - говорит директор школы Юлия Малиновская.
Сейчас расширенные функции активно осваивают учителя, которые не хотят зависеть от более продвинутых учеников. Но в то, что выходки в видеоконференциях совсем сойдут на нет, не верят. Ведь у хулиганов цель не только повеселиться, но и заработать.
Это переписка наших продюсеров с администратором одной из самых многочисленных групп по сливу уроков. В России, по словам нашего собеседника, популярны три чата с 10 тысячами участников. Наш собеседник признался: благодаря анонимайзерам и виртуальным сетям шансы вычислить его стремятся к нулю.
Оба наших источника предпочли не называть даже своего имени, однако с удовольствием рассказали, как защищаться от таких, как они. Рецепт прост: переходить на более специализированные платформы и вычислять тех, кто сливает ссылки и пароли, а не сами уроки.