30 тысяч "серых" койко-мест: как в России наживаются на престарелых
И сначала факт, который многое объясняет в трагедии, произошедшей сегодня в Башкирии. При пожаре в доме престарелых там погибли 11 постояльцев. И вот сейчас выясняется, что за два года работы это учреждение никто не проверял. Просто потому, что оформлено оно было, как дача. Хотя все вокруг всё знали. Мы специально проверили: именно с частными домами престарелых за последние пару месяцев произошло почти два десятка серьезных скандалов. Пожары, избиения, даже гибель пациентов. Бизнес на стариках стал очень популярным, выгодным и неподконтрольным.
Короткая фраза оперативной сводки: в пожаре погибли одиннадцать человек. И только глядя на эти всепожирающие языки пламени, приходит осознание, насколько жуткими были последние минуты пожилых постояльцев. Немощным старикам никто не пришёл на выручку.
Протянуть руку помощи пенсионерам могли бы спасатели. Они приехали так быстро, как только возможно. Но бригаду вызывали на рядовое возгорание в жилом доме. Никто заранее не предупредил о том, что огнём объят дом престарелых с одиннадцатью лежачими людьми внутри.
Место происшествия до сих пор оцеплено. Весь день здесь работают следователи. И даже с наступлением темноты сотрудники СК не уезжают. Установлена специальная лампа, которая отлично освещает всё, что осталось от дома престарелых.
Первые выводы криминалистов - в здании не было полноценной системы противопожарной безопасности, моментально отправляющей сигнал на пульт экстренных служб. Такую владельцы социального учреждения установить не удосужились. А те, кто должен был проверить и предотвратить, этого не сделали.
Дом престарелых в небольшой башкирской деревне открылся в марте прошлого года. Лицензии на круглосуточное проживание постояльцев не было. А само здание оформлено просто как жилой дом. Местные власти знали о нелегальном пансионате. А потому причина, из-за которой, как говорят сотрудники администрации, они не могли повлиять на ситуацию, вызывает как минимум недоумение.
Обгоревшие тела отсюда увозили на обычных грузовых машинах. Ближайшая к деревне больница - в тридцати километрах. И там специальных автомобилей нет. Кто и в каких условиях оказывал медицинскую помощь постояльцам пансионата, тоже ещё предстоит выяснить. Руководство Башкирии объявило тотальную проверку каждого дома престарелых в республике. Хотя здесь это не первый случай столь наплевательского отношения к старикам. Несколько месяцев назад выяснилось, что в Уфе в таком же заведении пенсионерам не выдали даже подушек и постельного белья. Их просто бросили на грязные матрасы. И в соседней Челябинской области - так же.
"Домами для престарелых" эти учреждения называют просто по инерции. На самом деле, это "дома с престарелыми". Просто обычные жилые постройки, куда за деньги берут доживать немощных стариков.
В мае этого года пожар унес тоже 11 жизней в поселке под подмосковным Красногорском. Позже, в августе, в Солнечногорске нашли пенсионеров запертыми в доме на чердаке. Некоторые жаловались, что персонал над ними издевается.
У всех них похожий пансион: еда из ведер, заколоченные окна, запертые двери. Но в рекламе этого не скажут. И молодежь с удовольствием избавляется от своих стариков, успокаивая себя тем, что "там со сверстниками им будет веселее".
"Когда родственники, дети вот этих пожилых людей, которые там пребывали, передавали их в эти организации, ведь они должны были проверить эти сертификаты", - сказала депутат Госдумы Светлана Бессараб.
Но с сертификатом дорого. А у частника – от тысячи рублей в день и отзывы в интернете хорошие. В договоре обычно сказано, что пенсионеры просто снимают у хозяина дома комнаты. Пока не сгорит, никто не будет искать за высоким забором какой-то криминал.
А пока в России примерно тридцать тысяч таких "серых" койко-мест. После происшествия в Башкирии следователи завели сразу два уголовных дела - "Причинение смерти по неосторожности" и "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Судя по всему, главной обвиняемой станет руководитель дома престарелых Расима Махинова. В ближайшее время суд изберёт ей меру пресечения.