Сохранить память: в РФ запустили онлайн-проект о блокадном Ленинграде
"Так их много под вечной охраной гранита" - эти пронзительные строки Ольги Берггольц - о полумиллионе ленинградцев, что покоятся на Пискаревском кладбище - самом массовом захоронении в мире. Капсула с землей из Пискаревского мемориала есть внутри памятного знака "Город-герой Ленинград" в Александровском саду, в Москве, куда Владимир Путин возложил цветы в годовщину полного освобождения Ленинграда.
Старший брат президента умер во время блокады, отец был тяжело ранен в огненном пекле Невского пятачка. 27 января, в день памяти о невероятной трагедии, коснувшейся каждого жителя Ленинграда, президент посетил музей на Поклонной горе. "Лица Победы" - новый проект. Конкретные судьбы становятся частью нашей общей истории.
"Это живая связь, получается, поколений", - комментирует президент увиденное.
"И мы превращаемся тем самым в народный музей, потому что люди сюда могут приходить и в день рождения или в День Памяти", - отвечает директор Музея Победы Александр Школьник.
Владимир Путин открыл экспозицию "Непокоренный Ленинград" - масштабный интерактивный проект, где реальные исторические экспонаты дополняют современные мультимедийные возможности.
- Здесь можно посмотреть, откуда и куда, какие предприятия эвакуировались. Откуда и куда уехали. Возьмем Ленинград. Здесь есть предприятия и учреждения, про которые можно почитать, - рассказывает директор музея.
- Колоссальная работа! - отвечает Владимир Путин.
Больше, чем просто выставка. Это - путешествие в прошлое. Страшные и трагические дни. Президент осмотрел часть экспозиции, которая рассказывает о подвиге врачей.
"Здесь мы рассказываем о медицине во время войны. Как вы знаете, у нас медики были настолько сильны в своей профессии, что возвращались 73% раненых обратно - в строй", - рассказывают президенту.
Одной из тех, кто во время блокады спас сотни жизней, была мама Лины Щербаковой - Антонина Егорова. Главный врач госпиталя, который располагался в самом центре Петербурга - в Аничковом дворце.
"Я никогда не помню спящей. Никогда! Ночью я просыпалась - операционный стол, днем - операционный стол", - вспоминает она.
В начале блокады в парадных залах дворца лежали раненые. Операции не прекращались и в самые страшные месяцы, когда за окном было минус тридцать, а в городе - ни электричества, ни воды.
"Железные койки стояли рядом друг с другом, между ними был проход для врачей. И самое страшное, когда выбили окна и кончилось отопление - даже сейчас прохладно, - то были накрыты не только одеялами, но и матрасами", - вспоминает Лина Щербакова.
Ленинградский педиатрический институт сухо обозначался на немецких картах как "объект 708" и подлежал уничтожению.
В первую блокадную зиму в этих бомбоубежищах жили дети-сироты, дети, родители которых ушли на фронт, маленькие пациенты с тяжелыми хроническими заболеваниями. Такие подземные коридоры были в каждом корпусе. Ленинградский педиатрический институт обстреливали по десять раз в сутки. Врачи не только лечили детей, но и разрабатывали специальные рационы питания из соевого молока и масла из олифы.
"Дети рождались с очень низким весом, матери недополучали питания, поэтому молока у них не было - и нужно было организовывать питание этих детей всех возрастов", - говорит заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ Галина Микиртичан.
Каждому ребенку блокады знакомы и оладьи из древесной муки, и едкий привкус целлюлозы из 125 блокадных граммов.
"Рвали траву, из травы делали лепёшки, что-то шлепали. Травы потом не стало. На кладбище придешь, там земля - голая земля. Листья с деревьев рвали, как только могли достать - всё было ободрано", - вспоминает жительница блокадного Ленинграда Вера Егорова.
За почти 900 дней блокады погиб каждый пятый сотрудник ленинградской неотложки. Еще в сентябре 41-го в Ленинграде ежедневно дежурят 72 машины скорой помощи, но уже к декабрю их останется всего шесть. Шесть! На город с населением почти три миллиона человек. Эти машины потом будут использоваться только для перевозки инфекционных больных. Остальных пациентов фельдшеры везли в больницы на санках и тележках.
Не только голод уничтожал людей. Над Ленинградом нависла угроза эпидемии. Ученые создавали вакцины, и даже свой антибиотик - тогда он назывался "препарат П". А еще город, в котором почти не осталось кошек, атаковали крысы.
"Они были очень агрессивны, они представляли опасность просто для людей, потому что они набрасывались на людей", - рассказывает член правления санкт-петербургской общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Татьяна Голубева.
Ребенок блокадного Ленинграда - Татьяна Голубева и сама стала доктором наук. Тридцать лет она посвятила изучению военной медицины. Внучка Татьяны Михайловны - тоже врач, зять борется с ковидом в красной зоне.
"Это нельзя назвать подвигом. Я учился в первую очередь для того, чтобы помогать людям!",- говорит сердечно-сосудистый хирург, врач-инфекционист Никита Крюков.
Именно ленинградские врачи с их колоссальным опытом спасали узников немецких концлагерей, когда спустя год после полного снятия блокады Ленинграда советские войска освободили Освенцим. Это произошло в один день - 27 января. В День памяти жертв холокоста Владимир Путин призвал противостоять попыткам оправдать преступления нацистов.
"Мы никогда не допустим, чтобы ушли в забвение страдания, муки и стойкость миллионов невинных людей, замученных в концлагерях, умерших от голода и холода в блокадном Ленинграде, погибших от карателей в сожженных дотла деревнях и селах. Такие немыслимые нечеловеческие злодеяния не имеют срока давности. Поэтому наш общий долг - противостоять любым попыткам оправдать палачей. Отстаивая правду, мы защищаем не только прошлое, но и мирное будущее", - говорит президент России.
Сейчас итоги Второй мировой многие пытаются переписать. Именно поэтому год назад во время встречи с ветеранами в Петербурге Владимир Путин пообещал противостоять подобной лжи.
"Мы заткнем рот тем, кто пытается переиначить историю, подать ее в ложном свете и принизить роль наших отцов и дедов, которые погибали, защищая свою родину и весь мир от нацизма. Этот поганый рот заткнем раз и навсегда", - говорит Владимир Путин.
Гриф секретности уже сняли с многих документов. На этой неделе ФСБ показала целые тома Киевского Нюрнберга - большого судебного процесса, который прошел на территории украинской ССР. Судили нацистских преступников, которые пытали и убивали мирных жителей.
"У нескольких детей обнаружены были вдавления черепного свода с полными переломами от действия какими-то предметами. В большинстве своем - отпечатков рукояток парабеллумов", - сказано в документе.
Однако сегодня там, где казнили 12 нацистов, - на Майдане Незалежности в Киеве - ходят последователи Бандеры - правнуки и праправнуки тех самых убитых и замученных украинцев. А между фашизмом и коммунизмом все чаще пытаются поставить знак равенства - чтобы создать реальность, которой никогда не было.
"Как можно разложить современного человека - это уничтожить его историческую память. Связь с его историей, с его предками, с его дедами, с его родителями", - говорит историк Борис Рыжов.
Историк Борис Рыжов имеет право произносить эти слова: его отец тоже пережил блокаду. Начав учиться в военно-медицинской академии, патрулировал улицы. Похудел на тридцать килограммов и весил всего 40. Холод был такой, что психика некоторых просто не выдерживала.
"Когда группу впервые поместили в теплое помещение, чтобы обогреться, уже вот недалеко от Вологды... Посередине помещения стояла раскаленная печка-буржуйка, один из 30 впал в аффект, психика не выдержала, он обнял раскаленную печку, обгорел и умер", - говорит историк.
И тем чудовищнее попытки опровергнуть то, чему есть свидетельства - реальные рассказы людей, переживших тот ад. Поэтому в ближайшее время по поручению президента появится законопроект о недопустимости отождествления нацизма и коммунизма.
"Любое оскорбление памяти наших павших защитников Отечества, ветеранов - оно должно приравниваться к преступлению, тем более это непреложные факты. Это мировая практика, мы видим такие страны европейские, и Израиль, и многие другие, которые принимают такие законы, которые действительно наказывают юридически за оскорбление памяти героев Второй мировой войны", - говорит доктор исторических наук Михаил Мягков.
В России берегут свою историю, буквально по крупицам собирают свидетельства прошлого. Записи петербургского Дома радио на этой неделе передали в Центральный архив кинофотодокументов Северной столицы. Пленки с голосами Ольги Берггольц, Дмитрия Шостаковича - отныне документы государственной важности.
И это, без преувеличения, историческое событие. Весь бесценный аудиофонд сохранится для потомков.
"Пятый канал передает материалы истории нашего города. Если представить, что через 100 лет голоса услышат наши потомки... Это уникальный, хороший, красивый, наш ленинградский поступок", - говорит губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
И пока будут беречь эти голоса - и всемирно известного композитора, который днем тушил родной Ленинград после бомбардировок, а ночью писал музыку, и поэтессы, которая одним своим голосом согревала ленинградцев, - будет жить и наша память.