"Спутник" выходит на орбиту: почему Запад поверил в российскую вакцину
Названный в честь медицинского инструмента журнал Lancet своей острой публикацией, кажется, вскрыл предвзятое сознание Запада. Выводы авторитетного научного журнала за "подписью" британской профессуры: российская вакцина доказала свою эффективность:
"Разработка "Спутник V" до сих пор подвергалась критике как поспешная. Однако результаты, о которых сообщается, однозначны, а научный принцип вакцинирования был изложен: это означает, что в борьбе против COVID-19 может быть использована еще одна вакцина".
Ведущие мировые издания и телеканалы берут свои слова обратно. Американская CNN на полэкрана пишет: "Спутник V" - "фаворит в борьбе с пандемией". А чтобы вопросов уже ни у кого не осталось, слово дают главному редактору журнала Lancet Ричарду Хортону.
"Эта вакцина была одобрена в августе прошлого года. Президент Путин лично объявил об этом, а его дочь стала одной из первых привитых этой вакциной. Поэтому, я думаю, в мире сочли решение слишком поспешным, решили, что его научная основа была недостаточно хороша. В действительности результаты исследований, которые мы опубликовали, были весьма знаковыми", - сказал он.
Иммунный ответ, вызванный действием "Спутника V", Хортон называет не просто сильным, а сверхсильным.
"Эффективность вакцины, то есть ее защитный эффект, намного превысил 90%. Это означает, что теперь у нас есть три вакцины с эффективностью защиты свыше 90%, и российская вакцина – одна из них", - отметил он.
"Спутник V" уже зарегистрирован более чем в 15 странах. А заявки поступили более чем от 50 государств.
"С самого начала вакцину атаковали, пытались сказать, что ее украли, пытались сказать, что, может быть, она неэффективная. И все это оказалось неправдой. А правдой оказалось то, что ведущий научный журнал подтвердил, что это одна из лучших вакцин в мире. Поэтому просто не осталось аргументов", - заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
По сути поставлена точка в общемировой дискуссии по поводу "Спутника V". Поэтому отдельного внимания заслуживают публикации в The New York Times. В статье под заголовком "Пора доверять" авторы провозглашают российскую вакцину еще и "прививкой" от возникшего по всему миру дефицита.
"При том, что вам нужно вакцинировать миллионы людей каждую неделю, то это крайне сложная логистическая задача", - заявил профессор, вирусолог, глава Департамента исследований Imperial Kings college Ричард Теддер.
Тот же Евросоюз с ней уже не справился. Бывший мэр Лондона замечает: как же вовремя случился Brexit.
"Контракт, который заключил ЕС, четко требует, чтобы вакцины производились на территории ЕС – а это лишь два завода, один - в Бельгии, другой - в Нидерландах. И сейчас их способности в производстве вакцины находятся на пределе", - заявил экс-мэр Лондона Ричард Барнс.
Из-за перебоев с поставками даже в богатых странах прививочная кампания буксует. Германия продолжает создавать центр вакцинации. Еще один должен появиться на территории бывшего берлинского аэропорта на следующей неделе. По площади - огромный. Но откроется он не только с размахом, но и с оговоркой: если все ранее заказанные дозы все-таки будут доставлены.
И на помощь партнеров рассчитывать не приходится. По миру распространяется вирус жадности – "вакцинный национализм".
"Мы с моей женой пытались сделать укол на протяжении нескольких месяцев, и очередь до нас дошла только вчера. Так что я был бы невероятно зол, что наша вакцина поставляется людям в каких-то других странах в то время, как еще остаются проблемы с вакцинацией у нас", - объяснил профессор американистики в Университете Рутгерса Майкл Рокланд.
Еще острее нехватка доз ощущается не в самых богатых странах Европы. В Латвии вакцины так и не дождались врачи.
"Именно из-за оборвавшейся нереализованной поставки именно вакцины Moderna и определенных логистических и административных проблем с доставкой вакцины Pfizer", - отметил член правления Даугавпилсской больницы Григорий Семенов.
В Польше очередь из недовольных граждан, у которых срываются сроки получения второго укола. Венгрия, просто махнув на брюссельских бюрократов рукой, с благодарностью приняла "Спутник V".
А некоторые европейцы и сами украдкой летают в Россию. Так, прививку получила сотрудница итальянской транспортной компании - не зря работала в Москве.
"Поскольку в Италии у меня нет надежды получить вакцину и поскольку у меня все еще есть действующая медицинская страховка в России, я сразу решила, что надо снова ехать в Москву", - объяснила она.
После публикации в Lancet Евросоюзу все же пришлось изменить свой тон.
"Мы обратили внимание на публикации, которые указывают на высокую эффективность вакцины "Спутник V". Я принял решение отправить научную делегацию в Россию для консультаций. Эти переговоры были позитивными", - заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
"Каждому, кто получит одобрение от европейского регулятора, здесь рады. Я говорила об этом с президентом Путиным. Сегодня мы видели хорошие данные по российской вакцине", - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.
И вот уже германский Минздрав не столь резок в своих высказываниях.
"Ничто не говорит против использования российской вакцины в Европе. Решающее значение имеет регистрация на постоянной основе. Конечно, когда вакцина безопасна и эффективна, она может помочь в борьбе с пандемией", - заявили в ведомстве.
Европе и Западу в целом пришлось буквально капитулировать в борьбе по дискредитации российской разработки.
"Это эффективная вакцина. Отчего же она не должна иметь выход на рынок? Все это из-за политического давления, которое имеет место. Это очевидно", - заявил доктор фармацевтики, специалист по созданию вакцин Серж Радер.
А теперь война вакцин и битва за многомиллиардный рынок в итоге переросла в войну из-за вакцины. Поэтому диалог с Россией хотя бы по этому неотложному вопросу сейчас был бы как никогда в интересах всего человечества.
"Конечно, это политика. Но полагаю, если исключать какую-то вакцину, например, российскую, если до этого дойдет и многие люди будут не привиты, то это станет их последней политической игрой", - считает химик-биолог Марк Бенеке.
В конечном счете вакцина - это и вопрос собственного выживания все тех же политиков, у которых бунтуют уставшие от локдаунов города, а улицы все отчетливее требуют отставок уже не отдельных чиновников, а сразу не сумевших справиться с пандемией правительств.