Version: 0.1.0

Подвиг 6-й роты: История о небывалой храбрости и доблести российских солдат

Уже 16 лет прошло с боя на горе Исты-Корд, но подвиг молодых ребят не забыт до сих пор.

Буквально на днях британская организация "Конфликт Арманент Ресерч" опубликовала доклад, в котором сказано, что Турция поставляет боевикам "Исламского государства" компоненты для изготовления бомб.

Сегодня уже не секрет, что Турция поддерживает террористов ИГ и оружием, и деньгами, и разведданными. А вот о том, что на протяжении долгих лет Турция поддерживала боевиков на Кавказе, мало кто знает. Как и боевиков "Исламского государства", она поддерживала их оружием, деньгами и данными, полученными от разведки. Поддерживала затем, чтобы оторвать этот регион от России. 4 года назад в Стамбуле в "Халидж центре" состоялся "Международный кавказский конгресс", на котором участники из России при поддержке турецких правозащитников обсуждали создание независимого от Москвы "Кавказского эмирата".

Вы удивитесь, но все расходы на проведение этого конгресса взяло на себя турецкое правительство. Другими словами, совершенно открыто средь бела дня с подачи и при поддержке турецких властей участники конгресса обсуждали, как и в какие сроки надо отделить Северный Кавказ от России.

Многие эксперты уверены, что в НАТО, членом которой является Турция, прекрасно знали о всех подобных антироссийских съездах. Мало того, съезды, форумы и собрания за отделение Кавказа от России происходили с подачи именно североатлантического альянса, где главную партию играют американцы. Именно с подачи американцев для развязывания войны на Северном Кавказе России централизованно создавались целые группы террористов и диверсантов. Об этом говорят даже сами сотрудники американских спецслужб. Переводчица ФБР Сибел Эдмонс несколько лет назад рассказала о том, как создавались и как внедрялись террористические группировки в Чечню, Ингушетию и Дагестан для того, чтобы развязать там кровавую бойню.

"В 90-ые годы создавались исламистские группировки, и их становилось всё больше благодаря финансированию США, Турции, Арабских эмиратов. Конечно, правительство США не высылало чеки, а действовало через доверенных лиц, нелегальную деятельность, ЦРУ, или через партнера НАТО – Турцию", – рассказала Эдмонс.

Среди доверенных лиц называется имя Амира Хаттаба. Эксперты считают, ЦРУ завербовало Хаттаба еще в 80-е годы, когда он жил в США. Туда он приехал учиться в колледже. Но на втором году обучения прилежный студент Самер Сувейлем неожиданно бросил все и поехал в Афганистан воевать. Причем на стороне американских военных. И, как это ни удивительно – не рядовым солдатом, он сразу же был назначен командиром отряда численностью 50 человек.

После войны в Афганистане Хаттаб принял участие в гражданской войне на территории Таджикистана, где нападал на российские погранзаставы, а в 1995 году оказался на Северном Кавказе.

Уже через год он организовал нападение на бронеколонну у поселка Ярышмарды, когда отряд террористов расстрелял сотни российских солдат.

Это Хаттаб в 99-м организовал самые крупные теракты в нашей стране. Он же вместе с Басаевым срежиссировал нападение боевиков на Дагестан, что положило начало Второй Чеченской войне.

Он самолично расправлялся с пленными. По разным данным, Хаттаб собственными руками убил сотни человек, поощряя таким образом жестокость среди своих террористов. На его счету было немало и других преступлений. Одним из самых кровавых был бой за высоту 776, когда в неравной схватке с головорезами Хаттаба героически погибли ребята шестой роты псковской дивизии ВДВ.

Тогда против 90 десантников выступили две тысячи боевиков. В живых остались лишь шестеро российских бойцов. Таких крупных потерь в элитных Воздушно-десантных войсках не было 50 лет – со времен Великой отечественной войны.

29 февраля 2000 года. Российские войска освободили от боевиков последний населенный пункт. Генерал Трошев, первый заместитель Командования Объединенной группировкой на Северном Кавказе делает заявление: контртеррористическая операция успешно завершена, террористы уничтожены. Но уже буквально на следующий день после заявления получает оперативную информацию: полевые командиры Хаттаб и Басаев вместе с крупной группировкой боевиков скрываются в горах недалеко от села Улус-Керт в Шатойском районе. По разведданным, бандиты рассчитывают прорваться из Аргунского ущелья и скрыться в Дагестане. Но главное – там боевики планируют провести серию кровавых терактов.

"По оперативным данным, эта толпа шла в Дагестан. В общем-то намечался какой-то огромный теракт, который должен был быть типа Буденновска и остановить какие-то боевые действия. И соответственно, если бы они прошли на территорию Дагестана, то неизвестно, как все повернулось бы", – рассказал руководитель фонда ВДВ "Боевое братство" Александр Макеев.

Командование отдаёт приказ: не пропустить Хаттаба любой ценой. Но данных о том, сколько именно боевиков скрывается в горах и много ли у них оружия, у военной разведки нет. Бандиты прячутся в непроходимой горной местности. Туда из-за плохих погодных условий невозможно отправить вертолеты. К месту дислокации лагеря боевиков есть только один путь: пеший. Подняться на гору Исты-Корд, обнаружить боевиков и доложить в штаб их координаты и численность поручают 6-й роте 104-го парашютно-десантного полка Псковской дивизии ВДВ.

На следующий день 6-я рота выдвигается на задание. Через сутки десантники подходят к подножию горы Исты-Корд. Дальше дороги нет. По бездорожью бойцы на себе несут тяжелое снаряжение, пулеметы, печки-буржуйки и продовольствие. Колонна растягивается на несколько километров. Поднявшись на высоту 776, бойцы останавливаются и выставляют укрепления. Отсюда до пункта назначения, горы Исты-Корд, где, возможно, прячутся боевики, остаётся четыре километра. Идти туда всей ротой слишком рискованно. Поэтому разузнать обстановку сначала отправляют разведчиков. Уже через 2 часа они выходят на связь и докладывают: впереди засада. Наткнувшись на лагерь боевиков, бойцы попытались его уничтожить, но в ответ на них обрушился шквальный огонь. Оказалось, в горных лесах скрываются не десятки и даже не сотни боевиков – их тысячи.

Прикинув, что численность противника как минимум в двадцать раз превосходит силы десантников, командир батальона Марк Евтюхин приказывает разведгруппе: прекратить огонь и отходить обратно, к высоте 776, иначе боевики отрежут разведчиков от основной группы и попросту расстреляют. Понимая, что бандиты начнут преследовать бойцов и выйдут к укреплению десантников, комбат отдаёт приказ: занять оборону. По рации подполковник Евтюхин передаёт в расположение части свои координаты и сообщает: "6-ую роту с трех сторон вот-вот окружат боевики, требуется срочное подкрепление". Он даже не догадывается: подмоги придется ждать больше суток.

"На них просто шла толпа. Их не то, что окружили, просто было соприкосновение. Там отходить-то тоже по горам особенно не отступишь. Уже появились раненые, уже появились убитые, раненых не бросишь, убитых тоже не бросают. И получается, пришлось оборону занять. Можно было остальным взять и уйти, но как? Там же ребята раненые", – повествует Макеев.

Через шесть часов непрерывного боя потери десантников достигают 50 человек, это больше половины роты. Но боевики несут потери в разы больше. Чтобы уничтожить десантников, они бросают в атаку всё новые силы.

Командир батальона Евтюхин догадывается: боевики не знают, что сдерживает их уже не рота, а всего один взвод десантников, большинство из которых тяжело ранены. Понимая, что пока бандиты так считают, у бойцов есть шанс дождаться подкрепления, Марк Евтюхин идёт на хитрость. Чтобы боевики продолжали думать, что десантников целая рота, он отдаёт бойцам приказ менять огневые позиции и вести стрельбу из разных точек. И хотя уже всем понятно: продолжать сопротивление бессмысленно, бойцы псковской дивизии ведут бой до последнего патрона.

Это кажется невероятным, но всего нескольким десантникам удается продержаться ещё целый день. С наступлением темноты боевики прекращают миномётный обстрел позиций бойцов. Воспользовавшись паузой, Хаттаб по радиостанции выходит на связь с комбатом Евтюхиным и предлагает сдаться. Хаттаб гарантирует, что не будет никого убивать, и даже обещает десантникам миллионы долларов. В обмен бойцы должны сложить оружие и позволить боевикам спокойно уйти в Дагестан.

"Они нам предлагают сдаваться, а мы в ответ продолжаем отстреливаться. Потом они нас с подствольников начали обстреливать. Ну там как – когда идет бой, уже знаешь когда снаряд упадет, ты уже прижимаешься ближе к земле чтобы осколками не зацепило. В принципе, от этого обстрела все и погибали. Потому что разлет осколков сразу на поражение. Броник не спасал", – вспоминает Роман Христолюбов, который в 2000 году был рядовым 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ.

В то время, когда на высоте 776 начинаются кровопролитные бои, взвод Романа Христолюбова, который замыкал колонну, находится на склоне. Бойцы просто не успевают подняться на гору к началу боестолкновения. Когда начинается перестрелка, боевики заходят с фланга и берут в кольцо отставших десантников. Первыми же минометными выстрелами бандиты накрывают их и уничтожают практически весь взвод. В живых остаются только двое – Христолюбов и его товарищ рядовой Комаров. Они слышат, что наверху продолжается ожесточённый бой. Но чтобы прорваться к своим, бойцам необходимо миновать позиции боевиков, а у десантников заканчиваются боеприпасы. Идти на прорыв с голыми руками равносильно самоубийству. Тогда Роман Христолюбов решается на отчаянный шаг. Он ползёт вниз по склону, туда, где остались погибшие бойцы. Под шквальным огнём он собирает по карманам и рюкзакам убитых патроны и гранаты. Этих запасов Комарову и Христолюбову хватает ещё на несколько часов. Вечером стрельба на высоте стихает. Бойцы понимают, что у боевиков закончились боеприпасы. Наступает короткое затишье. Но давать время на передышку боевики вовсе не собираются. Главарь террористов Хаттаб бросает на десантников отряд "Джинар". Это смертники, накачанные наркотиками и готовые на все ради очередной дозы.

Целый отряд обколотых наркотиками террористов несколько часов бьётся в рукопашную с пятью десантниками, но бандитам не удаётся одержать верх. Тогда Хаттаб отзывает своих наёмников и решает дождаться утра, чтобы при свете дня добить уцелевших десантников. Бойцы понимают: если к утру к ним не придёт подмога, то Хаттаб точно их убьёт, а сам безнаказанно уйдёт. Тогда прорваться из окружения и вызвать подкрепление решает командир взвода Алексей Воробьёв. Он спускается с высоты к Христолюбову и Комарову и сообщает: после очередной атаки боевиков там, наверху, в живых остается пятеро бойцов во главе с комбатом Евтюхиным. И что с рассветом бандиты возобновят попытки прорваться через горный перевал. Сдержать многотысячную бандитскую группировку можно только в одном случае: если к осажденным десантникам подойдёт подкрепление. Но найти место боёв в непроходимых горах не так просто. А ждать, пока на них случайно выйдут, бойцы не могут. Поэтому старший лейтенант Воробьев приказывает Христолюбову идти к своим и привести помощь.

Чтобы поскорее привести подкрепление к осаждённым десантникам, солдаты бегут без остановок всю ночь. К утру они добираются до расположения части и докладывают командиру полка: оставшиеся в живых десантники продолжают сопротивление. Они впятером сдерживают натиск до зубов вооруженного и озверевшего противника. Боевики вот-вот их перебьют и уйдут в Дагестан. Однако подкрепление на гору Исты-Корд выдвигается только поздно вечером. К тому времени, когда помощь пришла, на высоте 776 её уже никто не ждал.

Лидия Евтюхина – мать героя России, подполковника Марка Евтюхина. Как прошли последние минуты жизни сына, она знает только со слов его сослуживцев. Когда террористы снова пошли в атаку, Евтюхин отдал свой последний приказ оставшимся в живых солдатам: уходите. На высоте 776 Евтюхин остался один.

"Последняя связь была с сыном в 5-50 утра. И его слова были такие: 09:05 вызываю огонь на себя. Прощайте, мужики", – вспоминает Лидия Евтюхина.

В тот день Хаттаб уцелел, однако жить ему оставалось недолго. Российские спецслужбы на него объявили охоту.

О том, что российские спецслужбы охотятся за ним, Хаттаб знал. Именно поэтому он вел себя предельно осторожно: общался только с узким кругом лиц, в который входили всего несколько человек: личные телохранители и пара помощников. Мало того, чтобы российские спецслужбы не смогли его вычислить, Хаттаб вообще отказался от всех средств связи. У него не было при себе ни мобильных телефонов, ни раций, ни даже радиоприемника. С внешним миром он связывался старым проверенным способом – с помощью писем. Их полевому командиру доставлял личный курьер – Ибрагим.

Российским спецслужбам удалось невероятное, они смогли завербовать Ибрагима. И он стал докладывать сотрудникам ФСБ обо всех своих передвижениях. Куда он едет, какие письма везет и когда возвращается обратно. В начале марта он сообщит, что срочно едет в Баку, ему должны передать письмо из Саудовской Аравии от брата Хаттаба. На обратном пути сотрудники ФСБ его остановят. Они заберут у него письмо, обработают его ядом и вернут Ибрагиму. Это отравленное письмо он должен будет передать в руки Хаттабу.

Дальше все происходило по точно запланированному сценарию. Получив письмо, Хаттаб удалился в свою палатку. Оттуда он вышел бледный и весь в поту. Никто так и не понял, что с ним произошло.

Личный врач, который всегда находился при нем, списал все на переутомление. Но с каждым днем Хаттабу становилось все хуже, никакие лекарства не помогали. Он мучился почти две недели и скончался. В тот же день он был похоронен по исламским обычаям.

Ликвидация Хаттаба была одной из самых громких операций российских спецслужб по уничтожению террористов. Это был важный шаг, ведь Хаттаб был не просто полевым командиром и главарем крупнейшей банды боевиков. Он был связующим звеном между западными спецслужбами и террористами, воевавшими на Кавказе. Именно через него проходили зарубежные финансовые потоки, которые боевики использовали для закупки оружия, подготовки шахидов и организации терактов.