Version: 0.1.0

По новой технологии: как в России ликвидируют "тюремные кол-центры"

В последнее время в тюрьмы попало так много экономически подкованных людей - неудивительно, что и там они проявили свою деловую хватку. Просто посмотрите, как только начались массовые посадки чиновников по громким коррупционным делам, одновременно пошел взрывной рост звонков так называемых сотрудников службы безопасности Сбербанка. А проще говоря, мошенников, которые выманивали деньги. Народная молва упорно считает, что звонят в основном из тюрем, что там налажен этот бизнес. И вот на этой неделе вступил в силу закон, который обязывает мобильных операторов отключать сотовую связь в тюрьмах по просьбе ФСИН. Как раз для пресечения деятельности таких незаконных кол-центров. Но как технически это сделать? И как вообще организованы кол-камеры? 

Под обшивкой салона - и в тайниках в багажниках, в запасных колесах, и в тайком переброшенных свертках с картошкой. Даже в пакетах из-под молока, в упаковках с влажными салфетками, в чайных пакетиках. Тысячи таких "посылок" обнаруживают в исправительных колониях и в СИЗО по всей стране. Внутри - самый ценный и запрещенный на зоне товар: сим-карты и мобильные телефоны. 

Почти каждый россиянин хоть раз, но получал звонок из банка с просьбой назвать номер своей карты. Валентин Петров по указанию аферистов взял в банке онлайн-кредит, снял наличные и всё до копейки перевел неизвестным, на чужие счета.

"Называют, что мне делать там. Я жму только кнопочки, куда что нажать. Выплывает сумма, как помню, 200 и 280 тысяч", - говорит Валентин Петров.

Вот на скамье подсудимых очередной рецидивист. В суд его доставили прямо из тюрьмы. Оттуда звонил своим жертвам, представляясь сотрудником банка. Обманул более тридцати человек.  

"Голос, соответственно, внушал доверие, схемы были отработаны",  - говорит старший помощник прокурора Свердловского района Перми Юлия Шелевая.

Эксперты говорят о взрывном росте телефонных мошенничеств. В 2020-м число таких звонков достигло 15 миллионов. А за первые шесть месяцев ЦБ заблокировал за обман абонентов почти 10 тысяч номеров. Один из крупнейших банков за первое полугодие 2020 года получил более трех миллионов жалоб на телефонное мошенничество. Для сравнения, в 2017-м их было всего 160 тысяч.

Обороты теневого рынка невероятные - почти 11 миллиардов рублей. Львиная доля нелегального бизнеса приходится именно на кол-центры, расположенные в колониях и СИЗО. Это кадры из "Матросской Тишины", снятые минувшим летом. Силовики искали мобильные телефоны по десяткам камер. В изоляторе чуть не случился бунт. Однако подобные рейды - разовые, а нужна система, которая позволит предотвратить преступления. В тюрьмах и следственных изоляторах мобильные телефоны запрещены - и для заключенных, и для сотрудников. Однако правила соблюдаются далеко не везде. Поэтому теперь будут использовать спецтехнику. Президент на этой неделе подписал закон, согласно которому сим-карту можно будет заблокировать по первому требованию руководства колонии. Навсегда. 

"У начальника тюрьмы имеется соответствующее оборудование, которое выявляет количество номеров, которые работают в этот период времени. Любой сигнал о том, что телефон заработал - это признак того, что нарушения имеют место быть. Его фиксируют, потом этот список передается оператору мобильной связи", - говорит председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции депутат ГД РФ Василий Пискарев.

По словам автора законопроекта, изначально рассматривался и вариант подавления всей мобильной связи - как самый простой. Но от него пришлось отказаться. Дело в том, что так называемые глушилки испускают слишком мощный высокочастотный сигнал. К тому же они блокируют всех подряд в зоне доступа. Но техническое решение есть, в том числе у концерна "Автоматика" Ростеха. В колониях предлагают использовать так называемый кэтчер или более сложные его аналоги. Телефон, как правило, связывается с той сотовой вышкой, которая выдает самый сильный сигнал. Кэтчер - от английского "ловец" - это по факту та же вышка, и если он находится ближе или если все остальные волны заглушены, то абоненты подключатся именно к нему. И окажутся в полной его власти. 

Нашему каналу предоставили эксклюзивную возможность протестировать аппарат, который мог бы навсегда решить проблему подпольных кол-центров. Пока я нахожусь в этой комнате, мой телефон подключен вот к этой базовой станции. Вот здесь уже даже можно увидеть его в списке активных контактов. Прямо сейчас мне разрешено делать всё, я даже могу позвонить на вот этот мобильный. Но я так понимаю, что мне можно запретить делать исходящие звонки. Давайте попробуем. Делается это очень быстро. Теперь, когда я буду звонить, то услышу примерно вот такой сигнал: данный вид связи недоступен.
 
Техника позволяет определить номер сим-карты, чтобы потом передать его сотовому оператору и заблокировать. 

"Он создает некий защитный периметр, в рамках которого включается режим полного контроля. И регистрация любой нелегитимной мобильной связи", - говорит руководитель комплексных проектов АО "СИП РС" концерна "Автоматика" госкорпорации "Ростех" Мансур Хайруллин.

По словам другого производителя кэтчеров, Ивана Белоуса, государство могло бы избежать внушительных расходов, если бы сотовые операторы согласились самостоятельно предоставлять данные. Но они не готовы брать на себя дополнительную нагрузку и терять доходы от абонентов за решеткой, ссылаясь на возможные ошибки.

"Сейчас по сотовым вышкам можно сделать точность где-то 5-15 м, 30 м. Они будут просто терять деньги на время вот этой блокировки, но зато это бюджету ничего не будет стоить", - говорит руководитель компании по информационной безопасности Иван Белоус.

Свои технологии есть и у преступников. Например, те, кто получал звонки от мошенников, наверняка удивлялись тому, что номер входящего вызова совпадал с номером банка. 

"До 90 с лишним процентов телефонных звонков, которые совершают такие злоумышленники, они совершают с использованием технологии подмены телефонных номеров, и это создает иллюзию у принимающего звонок, что телефонный звонок идет с городского номера, с московского", - говорит первый заместитель директора департамента информационной безопасности Артем Сычев.

Как и в настоящих кол-центрах, у мошенников тоже есть свои скрипты - заготовки на все случаи жизни.

"Эти операции легко монетизируются, поэтому их используют в таком масштабе. Мошенники опираются не на технологию, они опираются на социальную инженерию, они ее подкрепляют точными данными, которые собирают об этих самых пользователях", - говорит ведущий аналитик компании по информационной безопасности Леонид Чуриков.

Самая распространенная схема: якобы произошло незаконное списание денег. Нужно остановить транзакцию и сообщить данные карты, включая трехзначный код. Еще одна уловка: расследуется уголовное дело о похищении средств - надо сверить с данными в полицейском отчете. Третий вариант: утечка информации - необходимо срочно перевести средства на резервный счет. Именно на такую уловку попался Денис, подарив мошенникам 300 тысяч рублей, которые копил на новую машину. 

"На моей карте замечена подозрительная активность. Я назвал все свои данные: имя, фамилию, номер карты и код с обратной стороны. Через полчаса я все-таки опомнился и залез в свой онлайн-кабинет и понял, что денег там нет", - говорит он.

В новое оборудование для тюрем и СИЗО будут вложены сотни миллионов рублей. Но пройдет не один месяц, прежде чем кэтчеры закупят и поставят в места лишения свободы. Однако закрытие таких кол-центров не означает, что телефонные мошенники исчезнут. Все больше "операторов" работают с территории Украины.

"Это современный тренд. Там много русскоговорящих, главный аспект - чтобы люди понимали наш менталитет примерно. Это очень ограничивает круг стран, в которых могут размещаться такие кол-центры. А у Украины большой опыт в этом направлении", - говорит генеральный директор компании по интернет-розыску Игорь Бедеров.

Добраться до таких "зарубежных операторов" почти невозможно. Поэтому рассматриваются другие варианты борьбы с телефонными мошенниками - и эти методы тоже основаны на высоких технологиях. Номера могут быть блокированы, если кибераналитики придут к выводу, что разговор тщательно продуман заранее.

"Расшифровываем начало беседы. Если она ведется по скрипту, то мы легко можем обнаружить по факту и его заблокировать. И внести в черный список, если хотим и так далее. Но правовой основы для этого нет, то есть пока нельзя считывать звонок частному лицу", - говорит ведущий аналитик компании по информационной безопасности Леонид Чуриков.

Но пока основные правила безопасности остаются актуальными. Никому и никогда не сообщать по телефону данные ваших банковских карт. 

По новой технологии: как в России ликвидируют "тюремные колл-центры"