Version: 0.1.0

96-летний ветеран войны полвека живет в деревянном бараке на Урале

Прокурорская проверка сейчас идет в Свердловской области, где 96-летний ветеран и его жена полвека живут в деревянном бараке, который теперь разваливается на глазах. Чиновники на просьбы о помощи не реагируют. Подробности этой истории в материале РЕН ТВ.

Уже пятьдесят лет они держатся друг за друга - больше не за кого. Супруги привыкли делить все тяготы жизни на двоих, с возрастом их стало еще больше. Ветерану Великой Отечественной войны Виктору Слюсареву 95 лет, а его деревянному дому уже 107. Пол проваливается, стены держатся из последних сил, да и крыша уже устала от старости - прогнила и совсем не греет.

"Я 16 лет крышу просила, у нас труба упала три раза, я начала топить, и вдруг на меня пламя и дым, наш пол пружинит, а мы замерзаем, у нас в эту зиму на полу было четыре градуса", - говорит Любовь, супруга Виктора Слюсарева.

Воды нет, причем никакой, удобств тоже, как и отопления. В доме сыро, хозяйка хранит продукты в алюминиевых ведрах вместо холодильника.  Единственный источник тепла - старая печка. Пенсионерам, чтобы пережить холода, пришлось отремонтировать ее за свой счет - заплатили 35 тысяч рублей, за зиму ушло четыре грузовика дров. Виктор Петрович сам ходил за ними на улицу. 

"Вынести дрова - это тяжелая работа, я по одной, по две палочки на крыльцо наложу. Хожу самостоятельно, правда, с осторожностью - видимость глаза паршивая", - рассказывает ветеран.

В его биографии, кажется, было все, о чем пишут в книгах и показывают в военных хрониках. В сорок третьем работал на НКВД, вел подрывную деятельность- партизанил, чтобы сбить с курса врага, который стремительно продвигался вглубь нашей страны.

"Под колеса делал ежей металлических, я понимал - пусть даже на час задержались боевые снаряды или мины, для наших обороняющихся ребят и то будет легче", - вспоминает Слюсарев.

Со своей будущей женой Виктор познакомился в семидесятых. Ей дали дом в селе Нижняя Ляля Свердловской области. В нем супруги живут, а точнее, выживают и сейчас. Последний раз деревянный барак ремонтировали лет 50 назад -  удивительно, как он вообще дожил до наших дней. Чиновники, которые приезжали сюда с проверкой, тоже восхищались довоенными строителями, а еще нахваливали местную природу.

"Глава администрации был у нас, и, как он выразился, у вас столько свежего воздуха  - у вас такой высокий потолок. Не признали дом разрушающимся", - говорит Любовь Слюсарева.

Администрация  предложила пенсионерам альтернативу  – переехать жить в Дом ветеранов, но почему-то только на четвертый этаж. Супруги отказались, говорят, им уже не подняться. Да и кому они там нужны со своими проблемами и болезнями.

"Благоустроенное жилье они заслужили. Как я прочитал в открытке на 90-летие  Любови, что поколение их терпело все тяготы, лишения, но сколько можно терпеть", - говорит депутат Качканарской гордумы Свердловской области Габбас Даутов.

Но то открытки от администрации, а это реальная жизнь в холоде и сырости. Чиновники и сейчас настаивают - кроме поздравлений ветерану они больше  ничего не должны. По закону он не участник военных действий, а значит, ему не положены ни крепкие надежные стены, ни дрова.

"Комиссия выезжала и не признала дом аварийным, нарушений критических там не было выявлено, функция нанимателя жилого помещения отапливать помещение по договору соцнайма, если там есть печи, которые отапливаются дровами, это обязанность нанимателя", - заявил Сергей Лопаев, заместитель главы Новолялинского городского округа по вопросам ЖКХ, транспорта, строительства и связи.

По этой логике 95-летний ветеран сам должен подготовить свой дом к зиме, утеплить его и наколоть дров - так по закону. О том, что пенсионеры живут здесь по договору социального найма, а значит, имеют право на капитальный ремонт, в администрации почему-то умалчивают.

Местные чиновники явно не хотели огласки этой истории. В аппарате уполномоченного по правам человека о жилищных проблемах ветерана узнали  от нас.

"Я готова поручить своей коллеге - попрошу Мерзлякову провести прием и встретиться с должностными лицами и сама подключиться выехать в Свердловскую область, вам сообщу о своем решении", - сказала Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в РФ.

После того, как о столетнем доме и о его жителях стало известно за пределами города Новая Ляля, местная администрация вдруг сжалилась над пенсионерами. Им пообещали оплатить дрова и ремонт печки. Виктор Петрович и Любовь Михайловна и этому рады. Улыбаются, говорят, может, так и еще одну зиму протянем вместе, держась за руки, как пятьдесят лет назад.

96-летний ветеран войны полвека живет в деревянном бараке на Урале