В чем польза и проблема тополиного пуха
Тополиный пух на несколько недель становится главной темой для всех аллергиков. Но, оказалось, на самом деле виноват не он. В чём же тогда причина не только насморка и слезящихся глаз, но и опасных заболеваний, приходящих с цветением тополей?
Романтическое свидание, но не при свечах. Поджигают тополиный пух, отходят чуть в сторону. И, обнявшись, любуются. Но вечеринка пошла не по плану — сгорела чужая машина.
Таких пожаров случайных и не очень по всей стране сотни. И это лишь часть проблемы. Глаза слезятся не только из-за дыма. Когда тополиный пух засыпает улицы и газон, аллергики не могут выходить из дома. И это при том, что сам по себе он аллергических реакций не вызывает.
Он должен был бороться на светлой стороне городской экологии. Дешёвый, неприхотливый. Растёт чуть ли не как сорняк. Поглощает вообще все вредные выбросы, а кислорода производит в десятки раз больше тех же хвойных. Но вот часть его не защищает, а, скорее, — отравляет жизнь. И ладно бы пух просто лез в глаза, рот и нос. Самое страшное — то, что липнет на эти микроскопические, но очень цепкие ворсинки. Мы сейчас разберём всё это буквально на молекулы в специальной лаборатории.
Здесь берут пробы растений, изучают аллергены и определяют, как они влияют на организм каждого конкретного человека. Тополиный пух рассматривают под микроскопом. Оторвавшись от ветки, он летает и впитывает в себя всё: автомобильные выхлопы, грязь с асфальта. И главное — пыльцу с других растений, которые и вызывают аллергию у чувствительных. И вот этот микс опасен больше всего. Маленькая пушинка, паря над городом, где-то подцепила даже грибок.
Потому раз в год примерно по две недели подряд в городах задыхаются от острого кашля, иногда даже приступами, заложенного носа. У кого-то тут же появляются высыпания на коже и зуд. Временно спасают маски, но они тоже быстро превращаются в пуховики.
"Конечно, это могут быть выраженные проявления, то есть у людей может снижаться работоспособность, качество жизни, болеть голова. И так далее. Основные проявления — это насморк, чихание и слезоточение", — объясняет врач-пульмонолог Наталья Трифонова.
В советское время тополя быстро стали популярны — это дерево лучше других собирает и уничтожает выхлопные газы. Потом власти увидели летние сугробы, решили срезать проблему под корень. Но и это оказалось ошибкой. У тополей есть разделение по половому признаку. Пух разбрасывают только так называемые самки. Но, если пускать под нож самцов, они, пытаясь сохранить свой вид, могут мутировать и поменять пол. Поэтому сегодня молекулярные биологи предлагают не бездумно уничтожать всю популяцию, а отделять древесных мальчиков от девочек.
"На самых ранних стадиях развития тополя можно было отделить мужское растение от женского. На основе метода генетического анализа. 99% пуха будет отсутствовать", — говорит заместитель директора Института молекулярной биологии Анна Кудрявцева.
Но программа эта долгая и дорогая. И прагматичные немцы предлагают, наоборот, зарабатывать на том, что заставляет нас плакать. Йен Геррет Айсфельд специально высадил собственную аллею, и теперь собирает пух и набивает им одеяла и подушки. Говорит, тепло держит не хуже гусиного пера.
"Пух очень легкий, в разы легче стандартных материалов. И он очень теплый. На одно одеяло понадобится примерно 500 граммов пуха. И если производство увеличить, килограмм пуха будет объективно дешевле, чем обычный утеплительный материал", — рассказывает лесовод.
Но всё-таки это пока чуть ли не единственный в мире пример правильной переработки тополиного пуха. И он работает только потому, что все заранее подготовлено к урожаю. А как дешево собрать пух с каждого отдельного дерева, пока еще не придумали. И в том же Екатеринбурге, где жители задыхаются и от самого пуха, и от пожаров, у местных властей только одно решение: ждать, пока вырубят все тополя.
На перспективу ближайших 20-30 лет тополя в городе исчезнут и исчезнет проблема пуха.