Version: 1.0.2

В Пскове начались слушания о признании преступлений нацистов геноцидом

В Пскове начался процесс, который уже называют актом исторической справедливости. Суд решает вопрос признания преступлений нацистов, совершённых в годы Великой Отечественной, "геноцидом народов Советского Союза". Речь идет об узниках псковских концлагерей: во время войны здесь были убиты и зверски замучены десятки тысяч мирных граждан.

Этот процесс в Псковском областном суде уникальный – служители Фемиды впервые рассматривают дело о массовом убийстве граждан в годы ВОВ на территории Псковской и Великолукской областей.

"Этим фактам не дана полная юридическая оценка, то, что это были военные преступления, преступления против человечества. Мы считаем, что был геноцид национальных и этнических и групп", - говорит прокурор Псковской области Иван Грибов.

Прокурор зачитывает страшные цифры - число убитых по каждому району области. От рук немецких солдат здесь погибли более 50 тысяч жителей и почти 330 тысяч советских военнопленных. В суде и по видеосвязи - живые свидетели фашистских зверств из Саратова, Ульяновска, Псковской области. Деревню, где жила Вера Баринова, в 1941-м окружили немцы, жителей выгнали к колодцу, дома сожгли, а ее с семьей отправили во Псков, в концлагерь "Кресты". Узница вспоминает, как издевались над заключёнными.  

"Она была беременная, распороли живот, вытащили ребёнка. Вывели нас из бараков и показывали, чтобы мы, наверное, боялись", - говорит Вера Баринова.

Веру Алексеевну с матерью погрузили в товарный поезд и отправили в Германию, где они находились до полного освобождения. В основу дела сейчас легли сотни таких историй, архивные документы, допросы свидетелей, акты эксгумации или, например, вот эти фотографии из деревни Чухонские Заходцы, где людей сгоняли в избу и убивали.

"Выжили только те, кто оказался под трупами своих односельчан, и те, которым каким-то образом удалось заползти в печь, она была остывшая, и там спрятаться", - рассказывает заместитель начальника управления Государственного архива Псковской области Валерия Волкова.

Фашисты не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Только в прошлом году поисковики обнаружили останки почти 200 человек возле деревень Моглино и Глоты - одного из военнослужащих, чей внук сегодня вышел на связь со Псковом, спустя столько времени удалось опознать по медальону.

Моглино располагался в 10 километрах от Пскова. На этом месте находилось двухэтажное здание управления, напротив – казарма. На месте лесопилки – бараки, в которых содержались заключенные. Сначала сюда отправляли советских военнопленных, которые трудились на ремонте дороги Псков – Рига, позже стали доставлять мирное население.

Зверства творили эстонские каратели из особой роты. Имена палачей из моглинского лагеря ФСБ рассекретила только в прошлом году –  Арнольд Веедлер, Эдуард Торн, Эрих Лепметс, Йоханесс Охврилл. На следствии были показаны места казни, расположение построек и схема лагеря.

Перед судом они предстали еще в 1967 году: троих приговорили к смертной казни, Охврилла – к 10 годам заключения. На нынешнем процессе в Псковском областном суде имена карателей вновь прозвучали.

Решение по заявлению прокуратуры суд должен вынести в конце августа. До этого предстоит изучить 16 томов дела, опросить историков и живых свидетелей, для которых особенно важно донести всю правду о нацисткой агрессии.

В Пскове начались слушания о признании преступлений нацистов геноцидом