"Цепная реакция": эколог оценил ущерб от экокатастрофы в Новороссийске
Директор по проектам российского отделения Greenpeace Владимир Чупров оценил масштабы экокатастрофы в результате разлива нефти в Черном море у берегов Новороссийска. Как уточнил специалист в беседе с РЕН ТВ, в данном случае оценка ущерба напрямую зависит от точных данных об объемах нефти, попавших в воду.
"Во-первых, непонятен объем вытекшего топлива - это оценки отдельных экспертов. Судя по площади, которая вылилась, речь может идти не об одной сотне, а о нескольких сотнях тонн. А это очень большая разница для таких разливов... Или даже о первых тысячах кубометров нефтепродуктов, которые попали в Черное море", - пояснил эксперт, заметив, что в отличие от ситуаций с вытеканием топлива на суше разлив нефти в море куда сложнее локализовать.
Эксперт Greenpeace обратил внимание на то, что сотня тонн нефти для водных объектов - это очень много.
"Если на почве это все распространяется на первые гектары, то в течение часов на водной поверхности, тем более если речь идет не о реке, а об открытом море с ветром, то все это может распространяться стремительно на тысячи и тысячи гектаров, как мы видим. Здесь нужно понять, о каком все же объеме утечки идет речь. Оценка ущерба будет зависеть, в первую очередь, от этого. Сто тонн - одно дело, а тысяча - это уже совершенно другая история", - пояснил Чупрунов.
Напомним, что ранее в пресс-службе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) отмечали, что нефть в Новороссийске разлилась на площади 200 квадратных метров. Позднее в Институте космических исследований РАН заявили, что разлив нефти составил почти 80 квадратных километров. По факту случившегося возбудили уголовное дело.
Программный директор Greenpeace пояснил, что в ситуации с разливом топлива под Новороссийском в первую очередь стоит говорить об ущербе для фауны, поскольку вытекшая нефть губительна для рыбы, а также водорослей и всех организмов, обитающих на мелководье.
"По цепочке, естественно, все это может попадать через водоросли в рыбу, а затем на стол человека и влиять уже на его здоровье. В худших случаях, как это обычно происходит на нефтеразливах, как было в Коми, рыба начинает пахнуть бензином, что очень неполезно для людей, которые употребляют такую рыбу в пищу", - заметил специалист.
Вспоминая историю о разливе топлива в Азовском море в 2007 году, когда в море разломился сухогруз с мазутом, эксперт напомнил и о вреде, который наносят такие события популяции птиц. Чупров пояснил, что птица принимает блики от нефтяных пятен за рыбу и устремляется к ним, в результате оказываясь в ловушке из-за налипания нефти на оперение. При этом отмыть птицу, испачкавшуюся в нефти, очень сложно, а если не сделать это в ближайшие часы или сутки, то она гибнет из-за нарушения теплового баланса.
Чупров заметил, что отдельные опасения вызывает вопрос переноса углеводорода с воздухом. По словам эксперта, определить число людей, которые могут попасть в зону, где будет превышен максимально допустимый уровень вредных выбросов, сложно. Необходимо понимать, что ситуация, при которой человек ощущает запах бензина, является для организма стрессовой. Высокая доза канцерогенов от углеводородов может стать причиной образования онкологии.
"Естественно, смерть не наступит от таких концентраций, однако из-за высокого уровня канцерогенов могут через несколько часов наблюдаться головная боль и признаки легкого недомогания. В таком случае человеку нужно понимать эту зону поражения", - заметил Чупров, рекомендовав жителям на время закрывать форточки в домах и отказаться от занятий на свежем воздухе.
Также специалист Greenpeace призвал отказаться и от проведения работ на улице и заметил, что проветривать помещения следует лишь в случае, когда воздух "становится более-менее чистым".
По мнению эксперта, защититься от распространения углеводорода в атмосфере "практические невозможно". Все, что можно сделать - это убрать то, что осталось на поверхности воды в виде нефтяной пленки.
"Есть технологии для этого. В Черном море должны быть суда-спасатели, снабженные боновыми заграждениями, которые должны локализовать это пятно. Километры бонов должны стягивать пленку в одно место. Далее подключается механизм, позволяющий собрать эту пленку нефти и сепарировать от воды", - пояснил Чупров, заметив, что это позволяет удалить 50-80% углеводородов, однако часть из них в случае подобных экологических катастроф так или иначе все равно попадает в воздух.
Эколог заявил, что для окружающей среды хорошим показателем в данном случае является сбор при помощи скиммеров 50% вредных веществ. Он добавил, что большие результаты компании, как правило, не показывают в связи со сложностью выполнения такого рода работ на водной поверхности.
Отметим, что ранее вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росприроднадзору оценить реальный масштаб выброса нефти под Новороссийском и проверить данные РАН о занижении объемов разлива.