Он же Гейне, он же Макс: разведчик, изменивший ход Второй мировой
В январе 1942 года в Москве в кабинете начальника четвертого управления НКВД Павла Судоплатова состоялось очень важное совещание. Разведчики обсудили детали операции по масштабному дезинформированию врага. Понадобилось внедрение в ряды нацистской армии нашего агента. Сделать это нужно было при помощи антисоветской монархической организации "Престол". Эта организация - плод многолетнего труда советских разведчиков. Еще до войны чекисты наблюдали за приютом Новодевичьего монастыря, в котором селили бывших дворян. Сотрудники НКВД выяснили, что в квартире одного из постояльцев приюта, Бориса Садовского, периодически собирается компания противников советской власти и сторонников монархии. Реальной угрозы они не представляли, зато их можно было очень эффективно использовать, причем в "темную" так, чтобы они ни о чем не догадывались. Как эта организация помогла одержать победу в Сталинградской битве? И почему немцы так и не смогли раскрыть советского разведчика? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Игра против себя
С началом войны прежде тихие монархисты активизировались. Борис Садовский попросил знакомого, бывшего дворянина, найти выходы на немецкое командование, чтобы предложить ему свои услуги. Поэт-заговорщик не подозревал, что его приятель - агент НКВД по кличке "Седой" и что его просьба в тот же день станет известна руководству наркомата, а именно Павлу Судоплатову.
Генерал-лейтенант госбезопасности Павел Судоплатов - гений советской диверсионно-разведывательной службы. В 1938 году Сталин лично приказал ему ликвидировать главу украинских националистов, предшественника Бандера, Коновальца.
"Что любит этот Коновалец?" - спросил вождь.
"Хорошие шоколадные конфеты", - отвечал Судоплатов.
"Так и сыграйте на этом", - посоветовал Сталин.
Вскоре Судоплатов встретился с Коновальцем в одном из европейских ресторанов якобы для передачи информации о действующем в СССР националистическом подполье. На прощание Судоплатов передал Коновальцу роскошную коробку конфет и спокойно пошел к выходу. Уже выйдя из ресторана, Судоплатов услышал взрыв. Именно такой человек со стальными нервами мог заставить врагов Советского Союза играть против самих себя.
Двойной агент организации "Престол"
Получив информацию от Седого, Судоплатов решает помочь монархистам создать подпольную сеть и дает Седому "добро". Так в Москве появляется прогерманская организация "Престол", которую по сути контролирует советская разведка.
"Это была прогерманская организация, уважающая Германию, ее историю и даже ее вооруженные силы. Входившие в нее люди были очень верующие, среди них были литераторы, как Садовский, даже члены Академии наук и так далее", - отметил ученый секретарь Общества историков спецслужб Вячеслав Лашкул.
Благонадежность членов новой организации не могла вызывать у немцев сомнения. Оставалось только найти и внедрить в неё двойного агента, который смог бы пересечь границу и войти в доверие к немецкому командованию.
"Людей подбирали разных, но выбор пал на Александра Демьянова, человека, который был с хорошим образованием и прекрасно говорил на немецком языке, он знал и другие языки. И, кроме того, он уже работал, еще до войны, на НКВД", - пояснил Вячеслав Лашкун.
Александра Демьянова советские чекисты завербовали еще в 1929 году - устроили инженером в "Главкинопрокате", благодаря чему он быстро стал известен в светских кругах. Судоплатов принимает решение внедрить Демьянова в "Престол" и присвоить ему кличку "Гейне".
Почему Демьянову верили и в "Престоле", и в Абвере?
Александр Демьянов происходил из дворянской семьи, его прадед - кубанский казак, один из основателей Краснодара, тогда Екатеринодара. Отец – есаул казачьих войск, он погиб в Первой мировой войне, мать - бывшая фрейлина императрицы, была хорошо известна в петербургском обществе.
Понятно, что с такой родословной Гейне легко вступил в "Престол", и буквально через несколько недель Садовский поручил новобранцу пересечь линию фронта для установления контактов с немецкой разведкой.
Началась подготовка к переброске Гейне к немцам. Обучением Демьянова способам радиосвязи и другим хитростям разведки занялся сотрудник НКВД Фишер, тот самый, что потом станет известным разведчиком Рудольфом Абелем. 17 февраля 1942 года Александр Демьянов под пулями врага перешел линию фронта в районе Можайска.
"Легенда, с которой он прибывал к немцам, несмотря на то, что его проверяли долго, дала блестящий результат, поскольку немцы перебежчика завербовали", - сказал ветеран государственной безопасности, писатель Олег Хлобустов.
И нашим, и вашим
Русский Гейне получил немецкий псевдоним "Макс", его стали готовить в разведшколе Абвера для переброски в Москву.
"И он получил разведывательное задание, вернулся в Москву передавать информацию, поскольку Москва – центр, и если удастся внедриться в какие-то учреждения Красной армии, то и, соответственно, будет добываться военная информация", - сказал Олег Хлобустов.
Уже в марте Макс вновь попадает на советскую территорию и начинает регулярно отправлять Абверу шифровки с дезинформацией, подготовленные советской разведкой.
"Корректировали информацию, иногда давали правдивый текст. КПСС сообщала, какие эшелоны едут в сторону фронта, а, чтобы это было подтверждено, эшелоны туда и шли, а какие-то грузы накрывались брезентом. Не так просто заглянуть под военный эшелон с брезентом. И немцы в конце концов поверили", - отметил Вячеслав Лашкул.
Под брезентовыми чехлами по железной дороге на самом деле везли деревянные макеты танков и оружия. После нескольких донесений стало понятно, что Абвер безоговорочно верит информации Макса, а значит, советская разведка теперь может влиять на планы нацистов. К концу 1942 года якобы подпольную антисоветскую организацию "Престол" уже финансировали нацисты.
"Престол" стал разрастаться. Штабы были организованы в Горьком, Свердловске, Челябинске, Новосибирске. Эти пункты специально выбирали с учетом интересов германской разведки, зачастую этот интерес основывался на фальшивых данных, полученных от двойного агента Александра Демьянова, однако наиболее серьезную роль советский Гейне сыграл во время Сталинградской битвы.
Неожиданный удар
4 ноября 1942 года. Срочное сообщение от Макса. По его данным, 15 ноября Красная армия нанесет мощный удар в районе Ржева. Командовать операцией будет маршал Жуков. Получив такую информацию, нацисты тут же стянули свои силы к указанной Максом точке.
"Даже Жуков не знал истинной цели, зачем его направили под Ржев. Даже есть данные, что Жуков обиделся на Сталина, что тот его не информировал о подлинных целях удара под Ржевом и так далее, потому что были потеряны люди, были убиты и ранены наши, но эти удары помогли отвлечь значительные силы немцев от сталинградского направления", - рассказал Вячеслав Лашкул.
Немцы отразили удар под Ржевом, зато окруженной группировке Паулюса под Сталинградом они помочь не смогли. Контрнаступление советских войск 19 ноября 1942 года стало для них полной неожиданностью. Отвлекающий маневр Демьянова принес Красной армии стратегически важную победу под Сталинградом.
Операция "Монастырь", меняя название, продолжалась до самого конца войны. За ее ходом следил лично Сталин. Было проведено 80 радиоигр по дезинформации Абвера и гестапо, захвачено 50 немецких агентов и перебежчиков. За проведение операции Александра Демьянова наградили Орденом Красной Звезды. Он так и не был никогда раскрыт немецкими разведчиками. Операция, в которой он участвовал, навсегда вошла в историю советской разведки.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.