Version: 0.1.0

Валентин Депутат: почему его не спасли от унижений в треш-стримах

Участник межрегионального общественного движения по борьбе с рабством «Альтернатива» Алексей Никитин рассказал о судьбе самого известного участника треш-стримов Валентина, который интернет-пользователям известен по прозвищу Депутат.

Около года назад общественники, журналисты, блогеры организовали масштабную кампанию по освобождению этого человека из-под гнета организаторов провокационных трансляций, однако все их попытки обернулись крахом. 

Мучители на время залегли на дно, однако когда резонанс спал, продолжили свои издевательства: так на видео, которое опубликовано этим летом, можно увидеть, как блогеры применяют к нему физическую силу, сжигают на глазах мужчины фотографию его умершей матери. 

Кто такой Валентин Депутат? 

Общественность обратила внимание на этого человека благодаря участникам анонимного форума «Двач», которые некоторое время назад открыто встали на его защиту и призвали правоохранителей наказать его мучителей – блогеров, которые ради популярности в Сети и донатов всячески издевались над мужчиной: его зарывали в свежую могилу, избивали, оскорбляли, кормили рыбьими потрохами, о него разбивали яйца, портили его вещи.    

Валентин – персонаж, за которого развернулась нешуточная борьба среди стримеров: блогеры штурмовали его квартиру, разнося ее буквально по щепкам на потребу толпы, на него совершались нападения, его похищали и перевозили с одной конспиративной съёмной квартиры на другую. Говорят, что он побывал как минимум у семи треш-стримеров, среди которых скандально известный Reeflay (Стас Решетников). Это тот самый парень, который 2 декабря 2020 года во время стрима совершил так называемое непредумышленное убийство девушки: он избил ее и выставил из дома в нижнем белье в неотапливаемую бойлерную, предварительно облив холодной водой. Через некоторое время он обнаружил подругу мертвой, занес тело в квартиру и продолжил прямой эфир. Валентину повезло больше. Reeflay не убил его, ограничился избиениями и плевками в лицо.

Однако впоследствии Депутата, которого назвали так, потому что на первых стримах он появлялся в костюме, выглядел опрятно, правильно излагал свои мысли и уверял, что он состоит в партии, перехватил стример Шкилла из Брянска. Именно из-за его стримов анонимные пользователи «Двача» и стали бить тревогу, опасаясь за жизнь и здоровье Валентина: Шкилла, который предусмотрительно скрывает свои лицо за маской, поставил физические унижения Депутата на поток. «Двачеры» говорят, что образ депутата улетучился: он стал терять человеческий облик и связь с реальностью, у него начались серьезные проблемы со здоровьем, он стал все чаще появляться в эфирах избитым и пьяным.

Шкилла постоянно снабжает контент-мейкера алкоголем: защитники Валентина считают, что его специально спаивают, ведь пьяным человеком управлять легче. После пьяных стримов блогер в балаклаве оплачивает мужчине капельницы, выставляя это всё за добродетель и беспокойство за здоровье Валентина.

Шкилла часто попадает в поле зрение правоохранительных органов, однако, в отличие от того же Reeflay, этот молодой человек хорошо изучил юридические лазейки, что позволяет ему избегать ответственности: закон о запрете треш-стримов еще не принят, правоохранителям он говорит, что все его видеоролики это постановка, а Валентин – актер. Организатор треш-стримов хвастается перед своими подписчиками, что Депутат научен говорить правильные слова стражам порядка:

«Вечером к нам приходили доблестные ребята из уголовного розыска, спрашивали про наши ПОСТАНОВОЧНЫЕ ролики, Валентин Актерович не дал соврать и подтвердил факт театральной постановки, направленной на пропаганду о вреде алкоголя».  

Однако, по словам Шкиллы, иногда Валентин позволяет себе сболтнуть лишнего:

«Валентин сегодня пережил стресс. Мы побывали первый раз в отделении полиции. Валентин растерялся и *** лишнего, вследствие чего чуть не был закрыт на сутки в четырех стенах».

Пользователи «Двача» отмечали, что во время стримов Валентин часто плачет и просит вызвать полицию, однако из-за количества выпитого спиртного он все забывает.

Почему не удалось освободить Валентина? 

Участник межрегионального общественного движения по борьбе с рабством «Альтернатива» Алексей Никитин рассказал журналистам РЕН ТВ, почему Валентина не удалось вызволить из «плена» Шкиллы.

«Мы разбирались в этой ситуации, довольно быстро стало понятно, что сам этот Валентин не хочет оттуда уходить. С одной стороны, над ним издеваются, с другой стороны, он привык к этому образу жизни. Сложно было что-то сделать. Люди, которые писали нам заявку год назад, рассчитывали, что мы радикально будем решать этот вопрос, вытаскивать против воли, сможем изменить его мировоззрение, образ жизни, но, к сожалению, чудес не бывает».

Алексей Никитин отметил, что родственникам также не удалось вызволить Валентина:

«Мы узнали, что у него есть тетя, она тоже была в курсе этой ситуации. Ей было тоже сложно что-то сделать. Он совершеннолетний человек, он не признан недееспособным, просто безвольный. У него склонность к алкоголю. Как выяснилось, именно из-за алкоголя он там находился, судя по всему. Для того чтобы признать его невменяемым, для того чтобы оформить над ним опеку, нужно, чтобы он стал явно опасным для себя и окружающих. Под этим обычно понимается попытка суицида. Люди, которые нам писали заявку, упомянули, что до этого они сами его один раз забирали. Но через какое-то время Валентин вернулся обратно, потому что его поили алкоголем, содержали. Получается, что он готов был сниматься в этих роликах».

Никитин пояснил, почему треш-стримеров трудно привлечь к ответственности: 

«Если бы этого Валентина обливали мочой не улице, то это было бы мелкое хулиганство. А так, если нет тяжких телесных повреждений, пока нет заявлений от пострадавшего, что к нему применяли насилие, унижения, то полицейский ничего не может сделать. Это не тяжкая категория преступления, чтобы они сами возбуждали дело».

Юрист Глеб Подъяблонский пояснил, почему многие жертвы треш-стримеров не выдают правоохранительным органам своих мучителей:

«Проблема в том, что блогеры очень часто затыкают своим жертвам рот деньгами. Из разряда «мы над тобой поиздевались, давай мы тебе денег дадим, а ты полиции ничего не скажешь». У нас в данном случае нет заявления от гражданина, правоохранительные органы бессильны. В первую очередь должно быть заявление от самого пострадавшего. Если он недееспособный, то у него есть опекун».

Судя по всему, жертв шок-блогеров может спасти только закон о запрете треш-стримов, о возможном принятии которого ранее неоднократно говорили законодатели. 

«Наша задача – поставить треш-стримы вне закона как таковые. Чтобы не доходило до преступлений, до трупов. Чтобы заниматься треш-стримами стало опасно. Чтобы треш-стримеры знали, что будут подвергаться таким штрафам, что никакие доходы не сделают их каналы выгодными. То есть этот закон носит предупредительный характер, чтобы исключить треш-стримы из интернет-пространства», –  рассказал «Радио 1» член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Алексей Пушков.

Ранее Пушков предложил за треш-стримы, как за унижение человеческого достоинства, наказывать лишением свободы на срок до шести лет или штрафами от 300 до 600 тысяч рублей. Также экспертиза Совфеда предлагает признать треш-стримы отягчающим обстоятельством при назначении наказания.

Валентин Депутат: почему ему не удалось покинуть треш-стрим