Эксперты раскрыли тайный смысл создания Нацгвардии в России
На этой неделе президент России объявил о создании Национальной гвардии на базе внутренних войск. Командующий этой гвардией подчиняется непосредственно главе государства. Эксперты тут же начали гадать – зачем это Путину.
Либералы утверждают, чтобы разгонять митинги, но для этого не надо создавать новое ведомство – охрана митингов и пресечение незаконных действий на них обеспечивалась и прежними структурами. Кроме того, протестная активность сейчас практически отсутствует, и нет причин, чтобы ей снова начаться – особенно после примера киевского евромайдана. Общество получило наглядный урок, чем кончаются такие майданы.
Другие аналитики видят в создании Нацгвардии только кадровые интриги внутри Садового кольца. Перераспределение полномочий, и как следствие – перераспределение влияния.
А ведь на самом деле это очень важный внутриполитический знак. Такие структуры создаются не так часто. И, как правило, под совершенно определенные моменты в истории страны, моменты поворотные.
1691 год. Петр Первый на основе одного из двух потешных полков создает Преображенский полк. Незадолго до этого в подмосковном селе Преображенское, где все и происходило, Петр сформировал Преображенский приказ, который осуществлял управление двумя первыми гвардейскими полками – Преображенским и Семеновским. В 1702 году Преображенский приказ становится, как сказали бы сейчас, спецслужбой, расследующей преступления против государства. Он получил права на ведение дел о политических преступлениях. В том числе в его ведении находились дела о противниках политических преобразований Петра Первого.
Многие понимают, что каждый раз, когда перед властью вставал вопрос о важных политических реформах, которые должны повернуть вектор развития страны, она создавала подобный силовой ресурс. Под прямым руководством лидера страны. Он обеспечивал ей лояльность всех, кто по тем или иным причинам не хотел реформ. И это вовсе не оппозиция – системная или не системная, это совсем другие люди.
Операцию по задержанию главы Махачкалы Саида Амирова готовили 2 года. Его дом блокировали десятки бойцов спецназа при поддержке бронированной техники. На главной площади города уже ждал вертолет, чтобы без всякого промедления доставить чиновника прямиком в Москву.
Амирова осудили за убийства, терроризм и незаконный оборот оружия. Именно при нем контртеррористические операции во всем Дагестане стали обыденностью.
Выжить в таком бою, когда неизвестно ни количество противников, ни их вооружение, ни выучка, может только профессионал. Это лишь одна из контртеррористических операций в Дагестане. Для ее проведения нужно было собрать группировку, штаб, запросить помощь у армии, боевая мощь которой заведомо выше, предупредить о начале работы огромное количество ведомств и министерств, и уже потом начинать операцию.
За последний год, особенно с обострением ситуации на Ближнем Востоке, стало понятно – нашу страну, если не подготовиться, может захлестнуть волна террора. Тем более, число выходцев из России, воюющих в той же Сирии, давно исчисляется десятками тысяч. Внутри страны действуют целые вербовочные сети, а методы борьбы с экстремизмом явно требуют модернизации.
"Мы знаем, что тот же ФМС, ФСКН, они работали параллельно. И вот эта параллельность в их работе – она мешала спецслужбам в оперативной информации, в сборе оперативных и вербовочных материалов. И иногда случалось так, что секретный агент, завербованный одной службой, оказывался в лапах другой спецслужбы, начинались внутренние разборки. Вот этого не должно быть", – сказал вице-президент ассоциации ветеранов спецслужб "Беркут", писатель, историк спецслужб Валерий Малеванный.
Военная доктрина России последней редакции от 2014 года впервые за долгое время описала целый ряд новых угроз, связанных с внутренними и внешними факторами, которые могут дестабилизировать обстановку. А инструментов борьбы с ними, кроме режима контртеррористической операции, фактически не существует. Новая структура – национальная гвардия – снимает все вопросы.
Создавать с нуля национальную гвардию не придется. Она лишь объединит под общим началом сразу несколько ведомств, центров и управлений. Костяк составят внутренние войска – на сегодня, около 200 тысяч человек. Сюда же войдут территориальные подразделения СОБР и ОМОН, центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, все надзорные органы, занимающиеся регулированием оборота оружия и охранных услуг, причем, включая частную и вневедомственную охрану – это еще примерно 230 тысяч человек. Все это объединит общий штаб, аналитический центр, разведка и прочие атрибуты.
Возглавит новую структуру Виктор Золотов – многолетний глава службы безопасности президента, а ныне командующий внутренними войсками. Причем такой подход в организации снимает сразу несколько проблем. Во-первых, нет нужны отвлекать армейские части. Гвардия сама станет некоей армией со всеми вытекающими привилегиями и ответственностью. Во-вторых, структура будет пополняться профессионалами и должна стать намного боеспособнее современных внутренних войск.
"Я точно знаю, что это не скоропалительное решение. Потому что путь Золотова до того, чтоб стать начальником Нацгвардии, он занял несколько лет. Это не вопрос месяцев, это не вопрос полугода. Это вопрос нескольких лет. Когда последовательно был совершен ряд шагов, вот. И с самого начала уже звучали слова, что будет такой проект Нацгвардия, и так далее", – заявил руководитель агентства журналистских расследований Андрей Константинов.
Новую структуру наделят необходимыми правами, но проникать в жилые и нежилые помещения и задерживать людей Национальная гвардия сможет только в особых случаях. Например, уже через 3 часа после задержания человека нужно будет или отпустить, или передать полиции.
"Никаких особых прав. Ничего абсолютно, что бы не было разрешено милиции и другим силовым структурам – нет там", – заявил глава Ассоциации работников спецслужб Асламбек Аслаханов.
Один из пунктов законопроекта – разрешение открывать огонь без предупреждения – вызвал самые горячие обсуждения.
"Военнослужащий войск национальной гвардии имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или военнослужащего войск национальной гвардии либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия", – говорится в документе.
Однако следует отметить, что от прав обычного полицейского или уже бывших внутренних войск этот пункт мало чем отличается. При этом силовой компонент, конечно, важен, но в создании Нацгвардии, очевидно, есть и более тонкая составляющая. Если внимательно проанализировать громкие задержания последних месяцев, выходит, что проводили их только группы спецназначения из Москвы. При этом явно торопились, боясь утечки информации.
"Мы видим, в офшоры ушло 9 триллионов долларов. А это бюджетные средства, на которые россияне должны жить. Если мы законодательно не защитим, не создадим силовые структуры, которые могут предотвратить это, именно предупреждение этого. То есть каждый губернатор сидел как князек, их разделили на федеральные органы. В федеральных округах есть свои ФСБ, разведка, спецслужбы. Но недостаточно законодательной власти федеральному округу спецслужбам, для того чтобы просматривать того же Хорошавина", – заявил вице-президент ассоциации ветеранов спецслужб "Беркут", писатель, историк спец служб Валерий Малеванный.
Были и задержание губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, и экс-главы Коми Вячеслава Гайзера. И каждый раз приходилось организовывать задержания из Москвы. Внутри региона чиновники столь высокого ранга были практически всесильны.
"Ведь нет уж как в Советское время было, в дореволюционное время было, ротация кадров. Мы о ней говорили. Лет 10-15 назад говорили, что ротация будет. Ротации как таковой и нет. Вот сидят они как дубы. Они уже замшели, закоренели. Они как корабль обросли ракушками. И каждая ракушка имеет свою функцию, в том числе взяточную", – заявил начальник шестого главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом Александр Гуров.
Конечно, Национальная гвардия, как такая же структура в США, будет помогать в ликвидации последствий стихийных бедствий. Именно это сделало американское формирование узнаваемым во всем мире. Но самые знаменитые гвардейцы – это охрана Папы Римского в Ватикане. Только в России национальная гвардия не будет иметь узкой специализации, она нужна для решения самых важных в стране проблем.