Ставка на негатив: как КПРФ погрязла в череде скандалов
В четверг состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований, где сразу три социологические компании ВЦИОМ, ИНСОМАР и ФОМ представили свои исследования нынешних рейтингов партий и прогноз на прохождение их в Госдуму. Речь идет о голосовании по спискам.
Cудя по представленной информации, если вычислять среднюю цифру из трех исследований, "Единая Россия" сейчас получает от 42 до 46%. За ней КПРФ – в районе 17–19%. КПРФ явно ставили на негатив от пенсионной реформы и на рост протестных настроений. Эта социология дает возможность оценить этот протестный фактор в конкретных цифрах. Если в 2016-м компартия получила по партийным спискам чуть более 13% голосов избирателей, то сейчас на 5–6% больше. 5–6% весят протестные настроения в их избирательной массе. Много? В принципе, да. Но только в случае если партия идет голова в голову с конкурентами. А в данной ситуации конечный результат оказывается незначительным.
КПРФ тут опередила только ЛДПР. У этой партии разброс от 11 до почти 15%. "Справедливая Россия", 7 или 8%. То есть вся парламентская четверка проходит. А вот дальше начинается борьба за пятое проходное место. Партия "Новые люди" – в среднем 5%. "Партия пенсионеров" – уже 3,5-4%.
Конечно, вопрос еще и в том, как на количество депутатов повлияют выборы по одномандатным округам. Обратимся к прошлым выборам в Госдуму. Логично предположить, что за прошедшие пять лет количественные изменения там будут некардинальными. Тогда единороссы получили по одномандатным округам 203 депутата. Коммунисты – семь. Эсеры – тоже семь. ЛДПР – пять. А остальные партии, участвовавшие, но не прошедшие, – либо одного, либо вообще никого. Чисто математическая зависимость количества выигранных одномандатных округов от веса и рейтинга самой партии. Правда, социологи говорят, что в последнюю неделю расклад может немного измениться из-за людей, которые по старинной русской привычке дотягивают с решением до последнего дня. Но это необязательно пойдет в плюс тем или иным партиям.
Финишная прямая – до выборов меньше недели. Одни пытаются завоевать голоса избирателей концертами. Другие устраивают модные показы с гостями-знаменитостями. Списки кандидатов изучают – даже в глухих поселках. Члены избиркомов садятся в вертолеты и летят в Заполярье, а эксперты спорят, какой процент избирателей придет на участки. Сколько наберет каждая из партий – в бюллетенях на этот раз их 14.
На этой неделе по всей стране начали работу участковые избирательные комиссии. Здесь вовсю готовятся. И выборы в этом году, надо сказать, отличает высокая конкуренция. В среднем по России – 10 кандидатов на депутатское кресло. Это и Госдума, и региональные заксобрания. В эти дни комиссии также уточняют списки избирателей, так что работы предостаточно.
Оценки, как распределятся места в новой Думе, разнятся. Лидирующее место, согласно соцопросам, занимает "Единая Россия". Минимальный барьер в 5% впервые за последние 20 лет может преодолеть новая, пятая партия. Какая – пока вопрос. Но серьезное противостояние – на всех уровнях. Причем иногда кажется, что старожилы российского парламентаризма борются не друг с другом, а сами с собой.
Ирина Авдошкевич из красноярского Канска на минувшей неделе с удивлением узнала, что она больше не кандидат в депутаты. Из списков исключили свои же – партия ЛДПР. Вот письмо за подписью лидера, Владимира Жириновского.
"Первое, что у меня в голове было, – что меня продали", – говорит Авдошкевич.
Накануне, как утверждает Ирина Авдошкевич, депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Натаров намекнул на взнос в партийную кассу. Иначе – вон из списков.
"Сергей Васильевич пригласил меня на неприятный, как выразился, разговор. Сумма называлась пять-шесть миллионов, и говорилось о том, что незначительная сумма, многие платят намного больше", – пояснила Авдошкевич.
Такие скандалы дискредитируют любую политическую силу. Особенно когда партии декларируют оппозиционную повестку. Как те же ЛДПР или, например, КПРФ. В прошлом электоральном цикле у них был шанс показать свои навыки госуправления. Пожалуй, самый яркий пример – Хакасия. Вот краткий итог правления молодого губернатора от КПРФ Валентина Коновалова.
"Можно говорить какие-то сказки, что при победе коммунистов все улучшается. На примере Хакасии мы видим, что все только ухудшается. Мы антилидеры в стране по собираемости доходов, социальные выплаты падают, из Хакасии массовый отток врачей", – отмечает политолог Александр Мяхар.
В итоге на этих выборах в списках КПРФ Коновалов – на втором месте. Ставить его во главе партия не рискнула. Почетное место доверили малоизвестному в республике бизнесмену Ивану Бабичу.
"Это такая очень мутная странная фигура, он предприниматель. Здесь он известен только скандалом с "Офсетом". Когда из краевой собственности ушел этот крупный полиграфический комплекс", – говорит политолог Сергей Комарицын.
В 2016 году имущество крупнейшего в регионе полиграфического предприятия, которое стоило почти 400 миллионов рублей, по странному стечению обстоятельств досталось фирме Ивана Бабича "Мобильные технологии" – всего за 267. По оценке аудиторов, бюджет потерял треть реальной стоимости комплекса.
"Нам было интересно, почему не реализуются акции самого предприятия, потому что это АО. А реализуется имущество, которое было оценено в 396 миллионов рублей. Конечно, был сговор с тем, кто покупал это предприятие", – говорит Татьяна Давыденко, председатель Счетной палаты Красноярского края.
Прокуратура тогда настояла на расследовании, которое ничем не закончилось. Но Бабич все же был судим – за подделку документов. И даже находился в федеральном розыске.
Людей с темным прошлым в партийных списках коммунистов немало. Более того, они пользуются поддержкой, им даже покровительствуют. Что вызывает гнев среди обычных членов КПРФ. Особенно когда им пытаются навязать ту или иную кандидатуру для выдвижения в парламент. Последний конфликт связан с именем Виталия Петрова.
"Он не понимает нашей истории, он не понимает, от какой он партии идет, он не понимает, для чего он идет. Мы понимаем зачем. Он идет за деньгами. То есть у человека 60 миллионов долгов, это официально признано службами судебных приставов", – рассказал Денис Миронов, член бюро отделения района "Зябликово" Красногвардейского округа Москвы КПРФ.
Вот данные официального сайта судебных приставов. Исполнительные документы на имя Виталия Петрова превышают 57 миллионов рублей. Должен Московской венчурной компании. Возглавив ее в 2008-м, Петров тратил выделенные на инвестпроекты деньги, например на повышение себе зарплаты. За 10 месяцев должен был заработать один миллион 200 тысяч рублей, а получил 32. Плюс бонусы и премии: 15 и 27 миллионов соответственно. Большая часть досталась самому Петрову. Меньшая – его бывшему коллеге, а ныне преподавателю Юрию Аммосову.
В ячейке КПРФ, от которой пытаются выдвинуть Петрова, обратились к Геннадию Зюганову. И открыто намекнули – место в партийном списке могли просто продать.
"Стоп-стоп-стоп, я в грязной работе не участвую, это вы занимаетесь распространением дурных слухов, у нас задачи другие", – говорит Зюганов.
Не слышат коммунисты и рядовых граждан. Мы уже рассказывали о том, как бывший депутат Госдумы от КПРФ, а ныне сенатор Александр Некрасов, и пришедший на его место в Госдуму Роман Лябихов связаны со строительным бизнесом. Но жилые дома не сдаются годами. А люди не могут дождаться обещанных квартир.
"Многие семьи, как и я с детьми, не имеют материально возможности оплачивать ипотеку плюс снимать съемное жилье", – говорит дольщик Юлия.
Зато своих дочерей депутат обеспечил. Через руки Александры Лябиховой за последние два года прошло 79 квартир. А вот Марина Лябихова – собственник 56 объектов недвижимости. В основном в жилых комплексах, которые строили фирмы группы компаний "Атлант" Романа Лябихова. Эти ЖК, кстати, сданы в срок.
Впрочем, хамское отношение к гражданам и у тех, кто с политикой напрямую не связан. Например, в объектах одного из крупнейших застройщиков страны, группы компаний "ПИК", то лифты падают вместе с пассажирами внутри, то уходят под воду парковки и даже квартиры.
Но вместо того чтобы потратить деньги на строительство качественного жилья, руководство "ПИКа" жертвовало немалые суммы признанному экстремистским ФБК. Речь об Александре Должиче, до недавнего времени – советнике президента ГК "ПИК". При том что застройщик, где Должич трудился еще несколько месяцев назад, зарабатывает в том числе на госконтрактах.
Один из крупнейших рядовых донатеров перевел экстремистам около миллиона рублей – об этом стало известно после очередной утечки базы данных. О безопасности своих сторонников фонд не слишком заботится. Ведь почти все лидеры так называемой несистемной оппозиции скрылись за границей. И оттуда собирают деньги.
Эти же "оппозиционеры" пытаются раскрутить пресловутое "Умное голосование". По факту призывая поддержать тех, кто против власти. В итоге если редкий кандидат и проходит, то не из-за конструктивной программы, а просто потому, что "против всех и вся".
"Это для людей, у которых принципов по большому счету и нет. Потому что даже либеральные оппозиционеры здраво говорят, что если вы голосуете за кого-то только исключительно для того, чтобы нагадить власти, то значит ваши убеждения ничего не стоят", – пояснил юрист Илья Ремесло.
Сейчас сайт "Умного голосования" заблокирован Роскомнадзором. Ведомство также потребовало от Apple и Google закрыть лазейки для обхода блокировок.
"Наши зарубежные оппоненты, при поддержке некоторых ставленников из числа граждан России, решили основной акцент теперь сделать на дискредитации выборов в целом. На их непризнании и на том, что у нас эти выборы якобы прошли нелегитимно. Причем эти решения были приняты задолго до того, как сами выборы были объявлены", – добавил председатель Временной комиссии Совфеда по защите государственного суверенитета и противодействию вмешательству во внутренние дела России Андрей Климов.
Кстати, возможность наблюдать за выборами в России есть практически у любого желающего. Несмотря на коронавирусные ограничения, ЦИК зарегистрировала около 300 иностранных наблюдателей. А открытая публичная политика позволяет избирателю самому разобраться, кто из кандидатов действительно будет отстаивать его интересы, а кто – только свои.