Version: 0.1.0

Миллионы для дотеров: как растут профессионалы российского киберспорта

Престиж киберспорта поднимается на глазах – больше никаких "дурацких игрушек".

Вот они – новые кумиры молодежи. Их формула успеха не может не подкупать подростков. Почти у каждого в биографии: бросил университет, играл по 10 часов в день, стал долларовым миллионером.

Главная новость для "нубов" – людей, далеких от игр на геймерском слэнге, – заключается в том, что, управляя гномами или орками, можно заработать 18 миллионов долларов. Чтобы попасть в топ, не нужен блат – у каждого игрока есть свой рейтинг, его не подделаешь. Может, это отчасти объясняет, почему чемпионы совсем не похожи на людей, на которых внезапно свалилось богатство. Они уже привыкли к большим деньгам.

"Чуть-чуть продвинутые от двух до пяти тысяч долларов. Топовые игроки топовых организаций их зарплата может составлять 10 тысяч долларов", говорит Иван Лазарев, директор киберспортивной команды Virtus.pro

Оборот гейм-индустрии в минувшем году достиг 180 миллиардов долларов. Игры обогнали кино в четыре раза, музыку – в три раза. Хедхантеры утверждают: именно здесь сейчас больше всего вакансий. И зарплаты – одни из самых высоких на рынке. Оклады начинаются от 200 тысяч рублей. Доход в 450 тысяч считается средним.   

"Если мы сейчас откроем нашу бесплатную рассылку вакансий, там будет 200 вакансий юристов в гейминге и 49 вакансий юристов во всех остальных индустриях. Вы чувствуете разницу?" говорит Дмитрий Уткин, старший консультант лаборатории карьеры Алены Владимирской.

Но даже этих предложений о работе не хватит на огромную армию подростков, которые всю жизнь проводят перед монитором. Состояние выиграют единицы из них, высокие оклады получат сотни, а миллионы просто бросят учебу, но так никем и не станут.

"Ты не имеешь права делать по принципу "так, мне 14, я забиваю на учебу, теперь я киберспортсмен". Нет, тебе 14, ты продолжаешь учиться и, если хочешь, все свободное время трать ради бога", – говорит киберспортсмен Ярослав Кузнецов.

Все специалисты советуют совмещать учебу и игры. Но мало кому из чемпионов это удавалось.

Вот что делать родителям – поощрять или ограничивать? Опыт успешных киберспортсменов показывает, что у них в семьях было все то же самое: конфликты, крики "прекращай играть в свои дурацкие игрушки, займись лучше делом, получи нормальное образование, найди нормальную работу!” А потом ребенок приносит домой миллион долларов или устраивается на работу с зарплатой 200 тысяч рублей. Только тогда у родителей происходил слом в сознании и “дурацкие игрушки” становились “индустрией игр”.  

Победитель чемпионата мира по Dota 2 Александр Хертек признался, что родителей сильно нервировало его увлечение играми. 

"Отбирали там модем, всякие провода от компьютера, чтобы у меня не было возможности поиграть, но все равно я искал их, находил и играл", рассказал он.

Его товарищ по команде Мирослав Колпаков рассказал, что семья сильно переживала, когда он ушел из университета.

"Проучился два года, но в какой-то момент понял, что делаю не то, что хочу, и занялся киберспортом. Я думаю, у всех было недопонимание со стороны семьи", рассказал он.

Кстати, первое интервью после победы игроки Team Spirit дали своему – геймеру. Дмитрий Крупнов не стал чемпионом, но смог закрепиться в отрасли. Ведет блоги, пишет об играх, организует мероприятия. Доход для 22-летнего парня намного выше среднего.

"Достаточно, чтобы заказывать еду в ресторанах, ездить на такси и снимать двушку", рассказал он.

Вот одно из тех мест, где практически все сотрудники – геймеры, сейчас они на удаленке. Открытое пространство с мягкими креслами и диванами, тренажерный зал, бесплатный фрэш-бар.

А это комната психологической разгрузки – студия с полным набором музыкальных инструментов.

Елена Григорян, директор по маркетингу, подтверждает: зарплаты от 200 рублей для новичков – не миф.

"А если говорить про верхнюю планку, то по большому счету ее практически нет.  Потолка не видно", - отметила она.

И даже диплом здесь не играет решающей роли. Индустрия есть, а вузов для нее еще нет. Поэтому соискателя просто тестируют. 

"На самом деле любовь к играм – это основополагающее требование. Но я всегда говорила, что играть – недостаточно. Ты должен делать что-то еще, играя. Например, учиться программированию, чтобы сделать свою первую игру. Или читать много книг, чтобы написать сценарий к игре", – говорит Григорян.

Глава российской Федерации компьютерного спорта Дмитрий Смит один из первых успешных в мировом масштабе российских геймеров. Он выступал в конце 90-х, тогда никто и мечтать не мог о таких деньгах.  

"В наши времена призы были – мышка, диск с игрой “Дальнобойщики”, вот какие призы я выигрывал. За свою профессиональную карьеру я максимум что стоящего выигрывал – это системный блок", – вспоминает он.

Сейчас федерация работает над созданием системы карьерных лифтов для талантливых киберспортсменов. И победа россиян, уверен Смит, этому поможет.

"Многие чиновники немного по-другому посмотрели на киберспорт. Потому что когда наши вышли на награждение, они не увидели пухлых очкариков, они увидели молодых подтянутых ребят", – объяснил он.

Система образования постепенно перестраивается под новый рынок труда. Люди, умеющие обращаться с джойстиками и обладающие хорошей реакцией, теперь понадобились даже Министерству обороны управлять ударными дронами и боевыми роботами. 

Таких кибер-солдат готовят на факультете робототехники в академии РВСН. Во многих других российских вузах тоже постепенно появляются программы, связанные с геймингом. А значит, в ближайшем будущем мы увидим еще много новых профессий с приставкой кибер-, но это не значит, что миллионы бросивших учебу геймеров станут востребованы.

Совсем не игрушки: киберспорт становится престижным занятием