Тендеры и премии: куда пропадали миллионы в МХАТе при Боякове
Едва ли не первым делом на новом посту новый директор МХАТа Владимир Кехман снял портрет уже экс-художественного руководителя театра Эдуарда Боякова. Кехман дал понять: классический театр возвращается. Эпохе гламура конец.
"Я обратил случайным образом внимание, что висят портреты. Увидев, что рядом с Татьяной Васильевной висит наш бывший художественный руководитель, в принципе, с ней же висеть никто не может, в моем понимании, ее портрет должен висеть отдельно вообще", - заявил Кехман.
Эдуард Бояков написал заявление по собственному. Культуртрегер, который, кажется, так любил общественное внимание, закрылся от всех. МХАТ остался без худрука, но здесь говорят, так даже лучше. Место, где висел портрет Эдуарда Боякова, так и осталось пустым. По словам руководителя театра Владимира Кехмана, на рынке дефицит худруков. Да и вообще специалиста на эту должность будут искать только в следующем году, сейчас в театре и так хватает других проблем.
Пока Кехман ориентируется в здании театра только с помощью своих сотрудников. Экскурсию оставил на потом, сейчас у него экскурс в проблемы.
"Ну, конечно, я ничего не знаю еще. Ничего. Поэтому, конечно, вы получаете эксклюзив. Ваши коллеги единственные дождались меня. Я ценю это", - говорит новый директор.
Хайп и Бузова
Последние три года Эдуард Бояков в МХАТе вершил театральную революцию – бессмысленную и беспощадную. Под ударом оказалась мэтр отечественной культуры Татьяна Доронина, вместо поста худрука, который занял Бояков, она получила кресло президента театра – по сути, ее сделали свадебным генералом. Несогласным с политикой Боякова не давали ролей, снимали с постановок, увольняли.
"Если бы это был спор художников, то можно было бы уйти, пусть работает, но когда это спор не художников, а спор плохой художественной самодеятельности..." - отмечает Лидия Матасова, заслуженная артистка РФ.
Актеры, которые поддержали Татьяну Доронину, тут же оказались в опале.
"Он ходил по театру, как хозяин, царь и бог, без году неделя в театре, не знает профессии, специфики, ничего не зная, из подвального театра пришел, ходил, как будто получил огромный театр, труппу, "вы мои куклы", - добавляет Дмитрий Корепин, актер МХАТа.
И, кажется, точкой невозврата стал спектакль "Чудесный грузин" с участием Ольги Бузовой. Медиадива сыграла роль Беллы Шанталь. Сплав шоубизнеса и классического театра – тот случай, когда о вкусе спорят. Спектакль не ради искусства, а для гламурной тусовки и скоротечного хайпа. Но худрук Эдуард Бояков признался: для этого все и создавалось.
"Конечно, мы хайпанули. Безусловно", - говорит Бояков.
Хайп рассеялся, проблем театра стало только больше. Старого зрителя, кажется, отпугнули, новый так и не пришел.
"Я видела отрывки, мне не понравились. То, как Ольга Бузова изображала из себя певицу, то ли это китч, то ли это, не знаю что, стеб. Или всерьез она думает, что она актриса, я не знаю", - добавляет Татьяна Назарова, зрительница.
Владимир Кехман снял с репертуара театра "Чудесного Грузина" - и здесь нет ничего личного.
"Это, кстати, не строгое, это прагматичное решение. 225 билетов продано. Ну что, зачем показывать это? При пустом зале что ли? Денег на продвижение у нас просто нету, у нас нет ничего", - объясняет решение новый директор.
Ольга Бузова считает: новый руководитель специально наступил на горло ее песне. И вообще, поет она не хуже, чем играет. Похоже, на этих кадрах Бузова - в роли непризнанной артистки. После отмены спектакля в МХАТе на новые роли ее не позвали. Пока в театр Ольга ходит только в качестве зрителя.
Денег нет не только на продвижение спектаклей с Бузовой – у МХАТа серьезные финансовые трудности.
Куда ушли миллионы
"Он премии выписывал по 1,5 миллиона, а артисты ничего не получали, я за три года ни премии, ничего не получил, вообще был уволен дважды", - добавляет Корепин.
Вот еще один любопытный тендер опубликован на сайте госзакупок - некий сотрудник делал для Боякова следующее: нумеровал страницы, следил за наличием чая, кофе, лимонов и сахара, включал компьютер, скреплял распечатанные документы зажимом – и за три месяца работы на износ получил 206 тысяч рублей.
"Они все приходят в гостеатры и думают, что это их частная лавочка. Это гостеатр с госполитикой, с госфинансированием, и когда они приходят и говорят: если кто не согласен, идите. Режиссеры приходят и уходят, а артисты остаются", - говорит Станислав Сытник, актер МХАТа.
Были и другие тендеры: Юлия Высоцкая и Александр Домогаров заключили контракты на полгода на три миллиона рублей. Гоша Куценко – на миллион. Опять же, по словам тех, кто служит в МХАте много лет, зарплаты штатных актеров сильно отличаются.
"Я не понимаю, зачем театр превращать в центр йоги, я правда это не понимаю, я вот прям искренне. Какая связь между йогой и центром театрального мастерства МХАТ, причем с такой богатейшей историей. Скажу вам честно, что если в каком-то театре вы обращаете внимание, что там много аренды, значит есть проблемы", - отмечает режиссер Юрий Грымов.
Бояков занимал посты заместителя, а потом и ректора Воронежской государственной академии искусств. Там он успел засветиться в уголовном деле "проректоров". Два заместителя Эдуарда Боякова Светлана Шове и Вячеслав Почитаев должны были за два миллиона рублей от Минкульта провести выставку. Но большую часть денег Шове вывела на сторонние счета. Бояков в этом деле проходил, как свидетель. На этих кадрах он выходит из здания ФСБ после очередного допроса.
Проректор Светлане Шове получила два года условно, позже Эдуард Бояков пригласил ее в МХАТ контролировать финансы.
"Куда хочу, туда и отправляю деньги. Это тоже очень интересная история, потому что мы тоже следим. Раз - и появляется новая история, новый тендер, закупка у единственного поставщика. Выделены на какой-то спектакль, там 2 человека сидят под софитом, читают текст. И это вот у нас уже спектакль называется", - говорит актер Антон Наумов.
До своего увольнения Эдуард Бояков говорил: МХАТ ждет большая реконструкция. На сумму около десяти миллиардов рублей. Судя по всему, у Боякова на эти деньги были большие планы – он успел даже привлечь архитекторов.
"Могу сказать, что меня привлекли не к реконструкции, а к первой фазе большой реконструкции, которая стояла в планах на 5-7 лет", - рассказала архитектор Тамара Мурадова.
Реконструкция в широком смысле этого понятия театру тоже нужна. Новые идеи, смыслы и впечатления помогают говорить со зрителем живым современным языком. Но любая реформа должна быть сплавом традиций и революционного новаторства. И это очень тонкая грань.
"Эпатаж ради эпатажа - это пошло. И только ради кассы это пошло, когда это творчески, художественно, обоснованный акт, тогда художник, режиссер доказал необходимость именно так повернуть материал, в таком видеть подан. Конечно, каждый может сказать, что я художник и я так вижу. Но тут важен внутренний ценз", - отмечает Олег Леушин, худрук Театра на Юго-Западе.
Антикризисный менеджмент
Владимир Кехман изначально пришел в культуру из бизнеса. В 2007-м - Михайловский театр в Петербурге. В капитальный ремонт он тогда даже вложил 500 млн рублей из собственного кармана. Потом помог вывести на новый уровень Новосибирский театр. Реформы в МХАТе – новый вызов успешного менеджера.
"Сейчас моя главная задача заключается в том, чтобы успокоить коллектив и привести его к творческой работе, это главное", - добавляет Кехман.
Пока свои планы Владимир Кехман держит в секрете. Но уже пообещал собрать в МХАТе актерский состав, который уволил Бояков, и главное - вернуть театру мэтра Татьяну Доронину.
Репетиции в МХАТе продолжаются, но все проекты прошли жесткий фильтр. В репертуаре остались только те спектакли, которые если и не станут сенсацией в искусстве, по крайне мере не разожгут новый культурный скандал.
Эпилог скандальной главы МХАТа завершился еще одним символичным жестом. На памятной вывеске у входа в театр пропала фамилия Боякова, она стояла в ряду с великими основоположниками – Москвиным, Ефремовым, Дорониной. К слову, бывший худрук вписал туда свое имя сам.