Жизнь из борьбы и маленьких побед: каким запомнят Валерия Гаркалина
Вся жизнь Валерия Гаркалина состояла из борьбы и маленьких побед. Отец говорил: "паяц" - не профессия, и будущий артист пошел в заводские слесари, служил в армии и только после сделал первый шаг к актерской профессии: поступил в Гнесинку, чтобы потом много лет работать в кукольном театре и все это время штурмовать московские вузы. В итоге студентом ГИТИСа он стал в 30 лет.
Театральная карьера быстро пошла в гору. Вскоре он уже выходил на сцену в образе шекспировских Гамлета, Петруччо, булгаковского Понтия Пилата. И, казалось бы, что еще ему нужно? Но Гаркалин не из тех, кто мог спокойно сидеть на одном месте. Однажды он взял и отправился на кинопробы к Бодрову-старшему. А режиссер сказал: "С этим лицом можно играть и шулера, и интеллигента" - и утвердил его на главную роль.
Рефлексирующий карточный шулер так же, как и Васенька из "Ширли-Мырли", - новый тип героя, которого Гаркалин подхватил и пронес через все "лихие". Недаром именно эта комедия стала главным выразителем свободы, хаоса и абсурда 90-х.
Здесь Гаркалин выступил сразу в трех абсолютно разных амплуа – мошенника Васеньки, интеллигентного дирижера Шниперсона и цыганского барона, что рвется к власти.
На съемочной площадке ему все время казалось: режиссер им недоволен. Гаркалин потерял сон. И в один прекрасный день решил расставить все точки над i.
"Я ему говорю: "Вы меня не любите!" А он мне: "Люблю-люблю. Но чем могу доказать эту любовь?" А я ему: "Вы когда возле камеры, просто стойте и улыбайтесь". И когда я ему это сказал, он на следующий день – к месту, не к месту – держал наготове свою улыбку", - говорил артист о Владимире Меньшове.
Ему было уже за 40, когда к нему пришла настоящая популярность. Валерия Гаркалина стали засыпать предложениями. А он со своей фантастической работоспособностью не отказывался ни от чего. Снимался в "Ералаше", сериалах, киноэпизодах.
А еще он успевал гастролировать с театральными постановками. Работал по 14-16 часов в сутки, пока не сгорел: в 2008-м чуть не умер на сцене - во время спектакля "Ботинки на толстой подошве" потерял сознание. Оказалось, инфаркт.
После инфаркта он не сбавлял оборотов - преподавал в ГИТИСе, выходил на сцену и все чаще играл в моноспектаклях, каждый раз доказывая, что снова победил – мнение окружающих, обстоятельства и себя самого.