Version: 1.0.2

Завешивали датчики мокрыми тряпками: горняки о трагедии в Кузбассе

Состояние горноспасателя Александра Заковряшина, который сегодня чудом выбрался живым из шахты "Листвяжная" в Кемеровской области, остается тяжелым. Сейчас он в реанимации. Медики диагностировали у него переохлаждение, отравление продуктами горения и обезвоживание. Судя по рассказам родственников погибших, руководство шахты не обращало никакого внимания на технику безопасности. Якобы заставляли спускаться в забой даже при высокой концентрации метана. А регулярные проверки Ростехнадзора почему-то не выявляли никаких нарушений. Теперь следователям предстоит выяснить, почему так получалось. 

Одного из шести горноспасателей, которые во время проведения эвакуации пропали в шахте, чудом удалось спасти. Его на карете скорой помощи в тяжелом состоянии с переохлаждением и отравлением уже доставили в больницу. Им оказался 51-летний Александр Заковряшин. Сегодня утром с ним уже успели попрощаться и посмертно наградить Орденом мужества. Взрыв на шахте "Листвяжная" унес десятки жизней. 51 человек, среди которых пять горноспасателей, погибли. И всей этой трагедии, скорее всего, можно было бы избежать, если бы не грубейшее нарушение техники безопасности. 

"Резкий хлопок, все - ничего не видно, все. Гарь. Кто смог - упали на бочку. Включили самоспасатели, кто смог", - вспоминают выжившие горняки.

По предварительной информации, к взрыву привела высокая концентрация метана. Газ начал скапливаться на глубине около трех километров в так называемой лаве – подземной горной выработке. А дальше дым стал распространяться по всей системе вентиляции шахты. Это и привело к отравлению работающих в шахте людей продуктами горения. 

Родные погибших не могут сдержать слез. По их словам, горняки за несколько дней до взрыва жаловались, что начальство заставляло их идти в шахту, несмотря на то, что датчики показывали превышение допустимого уровня метана, работать при котором категорически запрещено. 

"Некоторые самоспасатели не работали, как он говорит, что мужики рассказывали, что задымление было там", - говорит жена погибшего шахтера Юлия.

"Вчера там один знакомый был,  ругался с начальником, что там этот газ уже семь процентов был. Начальник говорит: "Да чего вы, Господи. Давайте работайте, мы вам заплатим тысяч по 200", - рассказывает жена другого погибшего шахтера, Светлана.

Нам удалось пообщаться с шахтёрами, которые в ту ночь были на смене. Рассказывают, что они своими руками вытаскивали коллег на поверхность. 

"Мы когда на улице были, увидели, что идет черный дым. Первый человек вышел, говорит: там еще люди. Мы до какого-то определенного момента дошли, увидели человека, который там лежит, по щекам похлопали. Сказал: "Я хочу жить", мы его подняли, понесли", - вспоминают горняки.

По их словам, начальство изо дня в день заставляло их работать, невзирая на опасность, угрожая увольнениями. В обход систем безопасности и явных нарушений - зашкаливающих показаний уровня метана в шахте и неработающих спасательных аппаратах. 

"Руководство шахты просто рабочих заставляло идти в шахту заклеивать датчики либо состава воздушного, по которому подается воздух", - сказал один из рабочих.

По словам горняков, все датчики уровня метана были завешены мокрыми тряпками - это блокировало нормальную работу системы. Ведь главная цель - не прекращать работу. Заработать как можно больше, выполнить или даже перевыполнить план - любой ценой! По словам шахтеров, именно такую задачу им ставило начальство. 

"Пять процентов - было запрещено работать, но нас заставляли, а людям некуда деваться. Директору важнее всего были деньги. Проверки не находились. Деньги все решают", - считает бывший работник шахты "Листвяжная" Денис Тимохин.

Удивительно, что, несмотря на еженедельные проверки надзорных органов, которые, казалось бы, были обязаны выявить явные нарушения техники безопасности, шахта почему-то продолжала работу. И почему-то сигнализировать о серьезных проблемах на этом опасном объекте не хотели ни генеральный директор шахты Сергей Махраков, ни сотрудники во главе с главными инспекторами территориального отдела Ростехнадзора. Аудиты шахта почему-то проходила успешно, а шахтерам приходилось работать.

"Здесь и на этой шахте есть люди, которые несут ответственность, которые обеспечивают здесь законность в части техники безопасности и охраны труда. Всем им будет дана оценка", - заявил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Дмитрий Демешин.

Директора шахты Сергея Махракова, его заместителя и начальника участка, на котором произошел взрыв, уже задержали. Нам удалось пообщаться с тестем Сергея Махракова. По его версии, в случившийся трагедии родственник не виноват. 

"Он не может за всеми уследить, и всех проконтролировать он не может никак, должен всех контролировать что-ли? Приборы "напоили" - ну, водой залили. Прибор, который показывает этот метан. Все гонятся за деньгами", - заявил тесть директора шахты.

В отношении главных государственных инспекторов Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора завели уголовное дело. Им придется объяснить правоохранителям, как они давали допуски на проведение работ в шахте, уровень метана в которой зашкаливал в разы. 

По нашей информации, поисковые работы могут быть приостановлены на три дня. По словам экспертов, за это время количество метана в шахте достигнет безопасного уровня. В области объявлен трёхдневный траур.

Завешивали датчики мокрыми тряпками: горняки о трагедии в Кузбассе