Version: 0.1.0

В Профсоюзе шахтеров ЧП на "Листвяжной" назвали преступлением

Сейчас ведется разбирательство по поводу того, что шахтеров заставляли работать с нарушением техники безопасности. Глава профсоюза заверил, что причастные к этому будут наказаны.

Председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Моханчук заявил, что аварию на шахте "Листвяжная" можно назвать преступлением.

Работа с нарушением техники безопасности

Шахтеры рассказывали, что у них не было возможности не работать, когда был повышенный уровень метана, им угрожали увольнениями. Моханчук подчеркнул, что такая ситуация в отрасли встречается достаточно редко.

"Просто, чтобы никого не обманывать. Во многом все зависит от того, где находится это предприятие, насколько оно функционально, насколько оно технологично и так далее. Если взять поселок Грамотеино, где находится шахта "Листвяжная", то, конечно, она рядом, люди привыкли там работать. Я не исключаю, мы будем разбираться, что работодатель мог уволить там двух-трех-четырех-пять человек за проявление какого-то недовольства, чтобы другим было неповадно. И, оставшись без работы, они прекрасно понимают, что семью кормить надо, нужно куда-то бегать, искать работу, а тут вроде все рядом, привыкли, мы так живем, у нас сложились определённый образ жизни, определённый быт, и люди, конечно, держались за это рабочее место. Я хочу сказать, что, если взять заработную плату, допустим, в пределах 30-40 тысяч, а у них выходило до 100 тысяч, и даже больше заработная плата была, то, конечно, люди за такую работу держались", — подчеркнул Моханчук.

Он добавил, что сейчас ведется разбирательство по поводу того, что шахтеров заставляли работать с нарушением техники безопасности. Председатель профсоюза заверил, что причастные к этому будут наказаны. По его словам, случившееся на шахте можно назвать преступлением.

"Потому что знали, что шахта газовая, газа много, вели двойную бухгалтерию, как вчера генеральный прокурор сказал, а истинный учет газа метана (датчики) были за экраном, а на экран были выведены дублирующие датчики, которые показывали нормальную газовую обстановку. И понятно, что та же инспекция, которая была буквально за несколько дней до взрыва, они пришли, посмотрели в монитор – у нас есть такая служба АГЗ, "Автоматическая газовая защита" – пришли, посмотрели параметры, компьютеры, графики, датчики – все нормально. Ну, да, они допустили халатность, и, может быть, она в данном случае будет преступной, что они не поехали в забой и не проверили на месте, не убедились в соответствии одного с другим. Но вместе с тем внешне выглядело всё нормально", — подчеркнул он.

По словам Моханчука, шахта современная, с хорошей техникой. "Листвяжная" давала 5,2 млн тонн угла, что является большим показателем.

"И никто из людей, с которыми я разговаривал, за рамками менеджмента и руководства шахты, даже собственники, даже генеральные директора, у них в голове что-то начинало шевелиться, только когда узнавали, что было за красивой картинкой, той, что показывали нам. Поэтому, конечно, люди боялись потерять работу, это возможно, будем с этим разбираться", — отметил он.

При этом он указал, что профсоюз с себя вины не снимает, значит где-то не доработали, не дали людям возможность прийти и сказать о нарушениях и условиях работы.

Территориальный профсоюз не сообщал о проблемах

"Поверьте мне, если бы ко мне обратились, то мы бы там навели порядок очень быстро. Я могу привести примеры: тот же Кузбасс, звонили ночью шахтеры с кузбасской шахты. Звонят, говорят: "Иван Иванович, ну сколько можно? Мы едем, у нас, говорят, 3% газа, а нас заставляют работать". Я тут же звоню начальнику, ночью (четыре часа разница с Москвой), Рострудинспекции Кемеровской области, он мне говорит: "Такого быть не может". Мы пособачились немного между собой. Говорю: "Может - не может – давай, разбирайся". Он же знает, что у меня прямая дорога к начальнику Ростехнадзора России, у меня прямая дорога в Генпрокуратуру России… Он ночью послал трех своих горнотехнических инспекторов на шахту, они пришли, проверили, и мы сняли эту проблему, сразу, решили, закрыли капитально", — подчеркнул он.

Моханчук заметил, что все шахтеры знают его телефон и ему всегда можно дозвониться. Глава профсоюза призывал всех при любых проблемах звонить ему, чтобы "остановить беспредел".

"Если бы они позвонили, мы бы остановили эту шахту на раз-два, и, пока бы там не разобрались, шахта бы не работала, не было бы этой трагедии. Но, к сожалению, мы имеем то, что имеем. Я очень скорблю, потому что это действительно молодые, нормальные, здоровые мужики, у которых семьи, дети, жёны, которые должны были работать, кормить, содержать эти семьи, воспитывать детей, и сегодня, к сожалению, мы потеряли своих друзей, товарищей, и семьи потеряли своих близких. Это очень большая трагедия", — добавил Моханчук.

Долги "СДС-Уголь"

"Данная шахта, данный актив у "СДС" – он прибыльный. Но "СДС" – это многопрофильная компания, у которой есть и строительство, есть и сельское хозяйство, и есть торговля, есть ещё какое-то ликероводочное производство, много-много других сегментов рынка (бизнесов). Я их не знаю, честно скажу. Что касается угля, то уголь у компании, он был не убыточный, он был прибыльный, тем более с учётом последнего повышения цен и спроса – прошлый год у нас, да, 2020-й, был провальный, не только у этой угольной компании, но и у других, потому что упал спрос на уголь. Мы если в 19-м году добыли 442 миллиона тонн угля, то в прошлом году - чуть больше 400 миллионов, 402 миллиона, на 40 миллионов мы упали. Не от того, что мы не может работать, а от того, что спрос упал на уголь, и цена упала. А вот с учётом той ситуации, которая сегодня сложилась в Европе с энергоносителями, цена на уголь выросла, экономика стала, очевидно, восстанавливаться после ковида, спрос пошёл, и мы начали работать, и мы в этом году по всем предварительным результатам должны выйти на 440 миллионов тонн угля", — пояснил он.

Моханчук отметил, что прошлый год вышел провальным — 25 миллиардов убытка. Однако в этом году на сегодняшний день угольная отрасль заработала более 200 миллиардов. По его словам, угольный сегмент "СДС" не был убыточным.

Отношение Махракова к шахтерам

"2019-й год, шахта вышла на пять миллионов, прошлый год – 5 млн 200. Шахта работала рентабельно, эффективно работала. А вот если говорить о том, какими методами он этого достигал, – жесткой дисциплиной, еще чем-то, — то, я насколько знаю, он был не изверг, скажем так, по отношению к рабочим, ко всем остальным, чтобы рисовать какими-то черными красками. Я не готов его обсуждать. Но во всяком случае, когда наш профсоюзный комитет обращался, когда возникали какие-то проблемы социальные, нужно было помочь каким-то семьям – оздоровление детей или лекарства, либо еще что-то, — то есть социальный какой-то пакет, он не отказывался", — подчеркнул Моханчук.

Он отметил, что "СДС" в целом решала социальные вопросы. Глава профсоюза рассказал, что у компании более четырех тысяч пенсионеров, которые раньше работали на шахтах, и глава компании решил каждому, кто прошел вакцинацию, сделать подарок.

"Две тысячи рублей, ну там масло растительное, тушенка, сгущенка, чай, конфеты и так далее. Это тоже, наверное, о чем-то говорит, потому четыре с лишним тысячи, и каждому сделать такой подарок, ветерану, который привился, наверное, это тоже говорит о чем-то", — заметил Моханчук.

Были ли у "Листвяжной" проблемы в прошлом?

По словам Моханчука, он восемь лет назад посещал шахту, однако тогда никаких проблем выявлено не было. Но в то время ей управлял другой директор.

"Они завершали процесс модернизации, наращивали объемы добычи. На этой шахте, по-моему, в 12-м году Дмитрий Медведев, будучи премьер-министром, в августе месяце посещал шахту. Извините меня, но премьер-министра в плохую шахту не поведут. Это уж как-то принято так у нас – вести в хорошее, лучшее", — отметил он.

Как профсоюз решает проблемы шахтеров

"Мы решили проблему по шахте "Распадская". Там у нас были проблемы со спусками-подъёмами людей. Мы решили по ряду шахт Кузбасса проблему по выходу шахтёров по запасным выходам с точки зрения безопасности на момент аварии, взрыва и так далее. Во многих случаях мы решаем проблемы. По заработной плате решаем вопросы, когда к нам обращаются, если есть какие-то позиции, мы их тоже решаем. Мы в принципе работаем в постоянном режиме, мы не так чтобы от случая к случаю, а мы постоянно работаем, профсоюз постоянно функционирует, у нас есть профсоюзные комитеты, у нас есть 296 первичных профсоюзных организаций, есть колдоговора на предприятиях, есть социальный пакет, есть заработная плата, вопросы безопасности труда, развития, всё это у нас оговорено, все прописано", — рассказал Моханчук.

Он добавил, что был случай, когда дело дошло до Верховного суда. По его словам, в одной из шахт Кузбасса на обсуждении шел вопрос двойного размера оплаты труда.

"Вот работодатели у нас платят полный заработок, то есть тарифную часть, условно постоянную, как президент у нас говорит, плюс премия, грубо говоря, плюс сто рублей, и тарифная часть составляет пятьдесят рублей, плюс двойной размер, то есть мы понимаем, что в день нужно заплатить двести рублей. А работодатель платит сто рублей плюс тарифную ставку, то есть сто пятьдесят. Вот мы сейчас судимся. Мы дошли до Верховного суда России. И сейчас решаем вопрос поиска моментов принуждения работодателей. Но работодатели ушлые, они пошли по кассационной жалобе. И пока идут все эти разборки, сейчас мы судимся в этом вопросе, конечно, пока не выполняется это решение, но мы будем добиваться выполнения данного решения", — подытожил он.

Напомним, трагедия на "Листвяжной" произошла 25 ноября. Сигнал о задымлении поступил утром. По некоторым данным, произошло два взрыва. В тот момент в шахте находилось 285 горняков. Погиб 51 человек, включая пятерых спасателей, которые работали на месте. 

В данный момент ведется расследование, возбуждены уголовные дела. Сообщалось, что работники шахты неоднократно говорили об опасной концентрации метана, но их заставляли работать. Фигурантами дел являются пять человек - руководители шахты и инспекторы Ростехнадзора.

Репортаж об аварии в шахте "Листвяжная" смотрите в воскресенье, 5 декабря, в программе "Добров в эфире" в 23:00.

В Профсоюзе шахтеров ЧП на "Листвяжной" назвали преступлением