Version: 0.1.0

Депрессия и провалы в памяти: медики назвали жуткие последствия ковида

Диапазон постковидных расстройств довольно широк, вплоть до развития острых и затяжных психозов. Об этом рассказали авторитетные медики.

Это звучит как сценарий фантастического сериала:  планету охватывает страшная эпидемия, человечество с большими потерями все-таки побеждает вирус, но тут выясняется, что у большинства выживших  проблемы с психикой. Конфликты на пустом месте становятся нормой, уровень агрессии в обществе зашкаливает. 

Увы, это очень похоже на нашу новую реальность. Среди постковидных осложнений провалы в памяти, панические атаки, депрессии, вспышки немотивированной агрессии. Об этом в интервью нашей программе рассказали самые авторитетные врачи. 

"Появляются несвойственная ранее раздражительность, вспыльчивость. Вроде бы человек был спокойным и так далее, и вот он становится раздражительным и сам он это замечает", отметил психиатр Зураб Кекелидзе.

Диапазон постковидных расстройств довольно широк, вплоть до развития острых и затяжных психозов. 

"Впервые развивались шизофренические психозы, возникали биполярные аффективные расстройства, начиналось с мании, потом переходило в депрессию", отметила психиатр Ольга Бухановская.

Все это происходит из-за длительного кислородного голодания клеток, в том числе нервных, что особенно опасно для головного мозга.  

"Гипоксия имеет последствия не только для самого нейрона, но и, скорее всего, для его функций. Потому что длительное существование низкой сатурации меняет активность нейронов, даже если они сохраняют свою структурную целостность", – уточнил заведующий психиатрическим отделением Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой Александр Чомский.  

Жительница Ростова Юлия Косьянко и ее мать пережили настоящий кошмар. Уже после полного выздоровления и выписки из ковидного отделения у молодой женщины началось жуткое посттравматическое стрессовое расстройство.     

"У нее началось такое состояние! Ну как человек не в себе, у нее были постоянные галлюцинации. Это был ужас видеть своего ребенка невменяемым, это страшно! Этот безумный взгляд я даже не хочу вспоминать", – вспоминает мать девушки.

Сегодня Косьянко чувствует себя лучшее, но просит передышку перед интервью.

"Сейчас, подышу немножко. У меня были дикие кошмары, я семь кругов ада прошла, меня жгло! Там такие ужасы были. Меня в жар кидало постоянно. Мне надо все рассказать, пусть люди слышат. Галлюцинации были дикие, я от них с ума сходила, меня постоянно жгло просто", – отмечает она.

Многодетная мать Юлия Косьяненко выбиралась из такого состояния целый месяц. От ковида вылечилась быстрее, чем от его последствий. Говорит, что самое страшное время – ночь. Грань между сном и реальностью стирается, начинаются кошмары.   

"И ты боишься ложиться спать, потому что тебе снятся безумно страшные сны. Мне снились избитые до полусмерти мои дети, которые приходят ко мне домой. Я просто вижу их избитыми до полусмерти, и я понимаю во сне, что ничего не могу сделать", – поясняет ростовчанка.

Больше половины пациентов, которые перенесли ковид, теперь имеют минимум одно психическое расстройство. И эта тема сейчас главная во всех профильных научных учреждениях России.       

Мы находимся в Федеральном центре мозга и нейротехнологий. Здесь изучают все постковидные расстройства. Масштаб явления еще предстоит оценить, но уже сейчас очевидно, что миллионы людей на планете пережили сильнейший стресс, как психологический, так и физический. Они какое-то время находились буквально между жизнью и смертью, а бесследно такое не проходит. Статистика уже показывает пугающие цифры, но врачи говорят, что она занижена. Потому что многие люди даже не знают, что им нужна медицинская помощь.

Не знают или не хотят себе признаться. Но помощь нужна подавляющему большинству переболевших, говорит заведующая отделением нейрореабилитации ФГБУ "ФЦН" Галина Иванова. 

"Как быть человеку, который переболел и ему кажется, что все нормально? Стоит ему идти как-то провериться? Обязательно. 80 процентов пациентов, выписанных из ковидных отделений, обязательно должны быть вовлечены в медицинскую реабилитацию", – считает специалист.

Ее коллега Зураб Кекелидзе объяснил, что тревожным сигналом являются проблемы с памятью.

"Когда люди переболели ковидом, большинство из них говорят, что у них все в порядке. А когда они вливаются в обычную жизнь, они обнаруживают определенные расстройства. Например, забывают названия каких то предметов, или какие действия они должны производить", отметил психиатр.

Валентину Андреевичу 82 года. Он переболел ковидом и теперь лежит на реабилитации. Заново учится дышать и пытается восполнить пробелы в памяти.

"Одышка бывает, но еще семь дней впереди. Сейчас работала психолог со мной, очень даже", – рассказал Валентин Петров.

Четыре основные проблемы переболевших ковидом: слабость; нарушение обмена веществ; деградация легких и, самое сложное, приобретенные психологические расстройства.

"Тревога, депрессия. Плюс еще у многих пациентов описывают панические атаки. Предположим, мы с вами разговариваем, и вдруг вы не понимаете, как вы сюда попали, и как вы отсюда выберетесь, и есть ли вообще способ отсюда выбраться?" – рассказывает о состоянии пациентов Галина Иванова.   

Проблема в том, что на такое количество пациентов система не рассчитана. Это уже не только медицинская, но и социальная проблема. Высокий процент людей с психическими расстройствами может изменить саму структуру общества. Возможно, мы уже видим последствия. Например, все чаще встречаются новости, где таксист вдруг избил клиентку или кондуктор подрался с пассажиром из-за булочки.

Но есть и хорошая новость: большинство постковидных изменений обратимые. Врачи знают, как это лечить. Однако массовая реабилитация человечества займет не один год.

Депрессия и провалы в памяти: медики назвали жуткие последствия COVID