Миллионы гектаров сибирского леса оказались под угрозой уничтожения
Коррупция - это уже давно не только взятки. Жители одного из районов Красноярского края оказались, по сути, в безвоздушном пространстве, причем по вине чиновников, решивших прибрать к рукам то, что им не принадлежит.
Жители Манского района Красноярского края делятся масштабами рубки тайги. Огромные сосны штабелями лежат рядом с деревней Новоникольск - древесина дожидается вывоза из таежной глуши. Гектары сибирского хвойного леса неожиданно оказались в статусе земель сельхозназначения.
Все эти деревья в одночасье превратились в сорняк. На территорию уже зашли рабочие, но они мало похожи на фермеров – бригады с завидным усердием пилят сосны. Причем выбирают для этого деревья побольше, вот эти только планируют спилить – для этого их специально пометили.
Заказчик лесной зачистки — администрация Манского района. В новый статус чиновники перевели сразу 5 участков здорового леса. Сначала жителей успокаивали, что это и не рубка вовсе, а санитарная чистка. Но для сруба помечены тысячи здоровых сосен. А те, что уже повалены, совсем не тянут на сухостой. По заключению экспертов, спил провели "с выборкой исключительно лучших деревьев".
Повлиять на судьбу манской тайги не могут даже в главном лесном ведомстве региона. Зато проверку законности рубок уже начала прокуратура, на часть территорий наложен судебный запрет.
"Мы приезжаем сюда спасаться от режима черного неба. Это зеленый пояс Красноярска, и нам эти места очень дороги", - рассказала местная жительница Юлия Иванова.
Активисты Общероссийского народного фронта обратились к главе региона. "Белых пятен" в тайге становится все больше. После встречи с общественниками Минлесхозу края было поручено проработать вопрос изъятия участков неучтенного леса у муниципалитетов.
"Если это белое пятно, то оно никому не принадлежит, и некому подсчитать ущерб, и нет никакой ответственности", - рассказала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Красноярском крае Марина Якубенко.
Большая часть лесов вышла из государственного ведения еще в 90-х годах. Совхозы и колхозы со всей инфраструктурой были приватизированы. Сейчас, по мнению Общероссийского народного фронта, для решения проблем бесконтрольной вырубки лесов необходимо провести полную инвентаризацию таежных участков.
"Это десятки миллионов гектаров, которые под угрозой. Это площадь больше, чем площадь Германии. Это легкие нашей страны, и это хороший лес", - заявил замруководителя исполкома Народного фронта Борис Подольный.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев отметил, что предложение ОНФ заслуживает внимания. Быстрое изъятие колхозного леса возможно лишь у муниципалитетов, но немало таких участков и в частных руках. И в этом случае перевод земель в Гослесфонд может случиться только по инициативе самих собственников.
"Государство не может прийти к вам на сельхозземли и сказать – вот это будет лес. Значит, нужно принимать государственные решения. Если это выкуп, это один вариант. Если стимулирование через налоги или еще что-то, это тоже обсуждается", - отметил Николаев.
"Сегодня Федеральное агентство лесного хозяйства вырабатывает большой комплекс мер, которые будут включать в себя различные меры мониторинга и классический мониторинг состояния лесного фонда. Это и многочисленные варианты по патрулированию территории для того, чтобы можно было проводить наземное обнаружение. Также ужесточается законодательство, которое касается штрафных санкций за вырубку лесов без документов и все нелегальные рубки попадают под значительные статьи ущерба вплоть до тяжелых уголовных статей", - заявил директор АНО "Зеленая цивилизация", бывший министр лесного хозяйства Ульяновской области Дмитрий Федоров.
Сейчас в Земельном кодексе есть статья 42. Она устанавливает обязанность собственников использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде. Но, как показывает практика, закон зачастую не работает.