Силуанов рассказал, стоит ли бояться повторения дефолта 1998 года
Силуанов объяснил, почему не стоит бояться повторения дефолта 1998 года
Глава Минфина Антон Силуанов дал эксклюзивное интервью телеведущему Петру Марченко. В беседе с "Известиями" он подробно рассказал о ситуации с оплатой внешнего долга России в условиях санкций.
Так будет ли дефолт?
Россия исполнила обязательства по оплате внешнего долга в рублях, а Запад настаивает на том, что производить платеж можно было только в долларах, поэтому считает, что это дефолт.
"Дефолт — это неисполнение обязательств заемщика по своим обязательствам. Российская Федерация добросовестно пыталась расплатиться с внешними кредиторами, перечисляя соответствующие суммы в валюте в оплату нашего долга. Тем не менее, сознательная политика западных стран заключается в том, чтобы всеми способами искусственно создать рукотворный дефолт", — рассказал Силуанов.
По словам министра, это выражается в том, что были заблокированы наши валютные счета, не проводятся платежи, которые предназначались для расчета с держателями облигаций. Все это способствует тому, чтобы Россия не могла заплатить по своим долгам.
Глава Министерства финансов отметил, что даже в таких условиях наша страна заплатила держателям еврооблигаций — резидентам РФ причитающиеся им выплаты в рублях.
"Точно так же мы поступили и в отношении выплат по еврооблигациям перед иностранными инвесторами. Мы воспользовались указом президента и перевели рублевые средства на специально открытый счет в российском депозитарии в рублевом эквиваленте".
По словам Силуанова, иностранные держатели нашего долга имеют доступ к этим деньгам: "Они могут потратить эти средства на покупку новых бумаг, которые эмитирует Министерство финансов, на расчеты по налогам, на целый ряд других операций".
Иностранные держатели долга также смогут конвертировать рублевые средства в иностранную валюту.
"Смогут, но наша позиция — это может быть сделано после того, как будет обеспечена разморозка валютных счетов России. Если ведется экономическая и финансовая война против нашей страны, мы вынуждены реагировать, тем не менее выполняя все свои обязательства. Если нам не дают это сделать в валюте, мы делаем это в рублях".
Силуанов подчеркнул, что наша страна как надежный заемщик сделала все возможное, чтобы расплатиться по евробондам в тех валютах, в которых мы осуществляли заимствования.
Россия до последнего момента проводила расчеты в долларах по своим обязательствам, даже несмотря на то, что Валютные счета Минфина и золотовалютные резервы Центрального банка были заморожены.
"Сейчас западные страны запретили использовать наши замороженные средства для оплаты обязательств перед внешними кредиторами, наказав тем самым своих собственных инвесторов», - сказал министр.
Готовы идти в суд
Глава Министерства финансов рассказал, что Россия готова идти в суд, в случае объявления дефолта, даже несмотря на то, что в свете сложившейся ситуации говорить об объективности судебной системы Запада представляется странным.
"Конечно, мы будем судиться, потому что мы предприняли все необходимые действия для того, чтобы инвесторы получили свои выплаты. Мы будем предъявлять в суде наши платежки, подтверждающие наши старания заплатить как в валюте, так и в рублях. Это будет непростой процесс. Нам придется очень активно доказывать свою правоту, несмотря на все сложности", — сказал Силуанов.
По его словам, нынешний кризис продемонстрировал, что все базовые западные устои, которые были основаны якобы на демократии, неприкосновенности частной собственности и других западных ценностях — рушатся. Силуанов заявил, что российская сторона ставит под большое сомнение вопрос объективности их судебной системы.
Почему Запад стремится к дефолту России
Силуанов также объяснил, почему Запад так хочет дефолта России, зная при этом, что наша страна имеет возможности по оплате долга, но вводят санкции, чтобы мы просто не могли провести платеж. Он также назвал лицемерием заявления Запада о том, что, требуя рубли за газ, Россия нарушает контракты. Министр отметил, что они сами в одностороннем порядке перестали исполнять тысячи контрактов с РФ.
"Мы видим, какие действия сейчас предпринимаются в отношении России. Если есть возможность каким-то образом ограничить активность наших предпринимателей, причинить вред нашим людям, нанести ущерб имиджу страны, а дефолт — это удар по имиджу страны как надежного заемщика, Запад будет всеми силами стараться реализовать это", — сказал Силуанов.
По словам министра, это ситуация четко демонстрирует настоящее лицо западной демократии и западных правовых систем.
Эффект домино
Телеведущий Петр Марченко выяснил у Силуанова, какие есть риски по корпоративным долгам, а также, учитывает ли Запад возможность эффекта домино, который затронет их же компании.
"Мы видим, как санкции и ограничения в отношении России влияют и на западную экономику. Международный валютный фонд уже понизил темпы экономического роста, будут большие проблемы с продовольствием в этом году, поскольку Россия и Украина являются одними из крупнейших поставщиков продовольствия на мировой рынок. Мы видим, насколько подорожали энергоресурсы в связи с теми ограничениями, которые введены недружественными странами".
По его словам, риторика Запада выглядит очень странной. Они сами вводят санкции против нашей страны и нас же обвиняют в том, что это привело к подорожанию бензина, к росту тарифов за коммунальные услуги.
Глава финансового ведомства также подробно описал, как сегодня Россия обслуживает корпоративные долги: "Мы сейчас работаем с корпорациями по вопросу обслуживания их долгов. Создана комиссия, которая включает в себя представителей Банка России, руководящих работников правительства и администрации президента. Комиссия рассматривает вопросы оплаты долгов нашими компаниями, в основном это экспортеры. Когда к нам поступают такие обращения, и если мы видим, что сохраняется экспортная выручка, что продукция этих экспортеров востребована западными странами, что ее приобретают, мы, как правило, рекомендуем и разрешаем осуществлять платежи по корпоративным обязательствам".
По словам Силуанова, курица, которая несет золотые яйца, должна рассчитываться по своим долгам. Но Запад и тут вставляет палки в колеса. Например, внешнем кредиторам платят в полном объеме, а российским держателям ценных бумаг деньги не доходят.
"Мы в этом случае рекомендуем перед тем, как оплатить внешние обязательства, сначала заплатить нашим держателям бумаг, а остаток средств для внешних кредиторов уже отправлять в клиринговые агентства западных стран. Здесь тоже есть определенные нюансы, но это справедливый подход, когда мы в первую очередь обеспечиваем интересы наших держателей бумаг", — отмечает он.
Доверия к доллару больше нет
Силуанов отрицательно ответил на вопрос, нужны ли сейчас России внешние заимствования:
"Бреттон-Вудские принципы уже пошатнулись, доверие к резервным валютам, будь то доллар или евро, другие денежные единицы, снизилось. Доверие к международным институтам подорвано, потому что они, казалось бы, создавались для того, чтобы помогать странам в сложной ситуации, но, как мы видим не только на примере России, в своих действиях они учитывают политические аспекты. Если страна не поддерживает линию поведения, которую проводят основные акционеры этих институтов, она не имеет доступа и к финансовым средствам".
Оценка внешнего долга России
Министр в эксклюзивном интервью "Известиям" дал оценку внешнего долга России.«Общие внешние обязательства составляют около 20% от общих объемов государственного долга. Общий объем государственного долга — около 21 трлн рублей. Около 4,5-4,7 трлн — это внешние обязательства", — сказал Силуанов.
Бояться ли повторения 1998 года?
Силуанов также отметил, что сегодня многие из нас еще помнят события 1998 года и дефолт тех времен. По его словам, сегодняшнее время с теми событиями сравнивать нельзя.
"В 1998 году дефолт по-настоящему отражал суть этого слова. Мы не смогли оплатить наши внешние долги, у нас не было валюты. Сейчас валюта, несмотря на то, что золотовалютные резервы заморожены, к нам приходит. Платежи за энергоносители практически не изменились. Объемы поставок энергоносителей несколько упали, но цены выросли", — отметил он.
Телеведущий Петр Марченко поинтересовался, верна ли оценка Bloomberg, который на этой неделе сообщал, что Россия несмотря ни на что заработает еще больше, чем раньше на энергоносителях.
"Мы продолжаем зарабатывать на энергоносителях. Валюта в страну приходит. Сравнивать 1998 год и нынешнюю ситуацию нельзя, они разные. Для людей важно, что произошло изменение курсовых соотношений рубля и иностранных валют. Рубль сначала обесценился после введения санкций, но сейчас мы видим, что платежный баланс изменился, он стал гораздо крепче".
Силуанов пояснил, что это связано с тем, что поступления по экспорту практически сохранились, а по импорту резко уменьшились в связи с логистическими ограничениями или ограничениями, которые ввели западные страны на определенные виды импорта.
"Сегодня курс вернулся на свои прежние позиции, и это существенно отличает ситуацию от той, что была в 1998 году, когда курс взлетел и держался на тех же высоких уровнях", — подчеркнул министр.
Министр подчеркнул, что сегодня перед Россией стоят важные задачи и необходимость пересмотра модели финансовой системы, ведения расчетов.
"Это в первую очередь базирование на расчетах в национальных валютах, создание альтернатив расчетным системам и передачи сообщений типа SWIFT. Это создание и развитие своих платежных систем — таких, как карта "Мир", другие карты, которые существуют в первую очередь в странах БРИКС".