Version: 0.1.0

Время разогнаться: что ждать от российского автопрома на фоне санкций

Автопром во всем мире сейчас переживает не лучшие времена. Например, европейских автопроизводителей обязали уже через 13 лет прекратить выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания и перейти на производство исключительно электромобилей. Крупнейшие автоконцерны Европы пока не понимают, как выполнить это решение. Особенно в условиях глобального передела рынка и нехватки сырья для производства аккумуляторов, причем по причине все тех же санкций. На фоне ухода с российского рынка, который приносил немалые дивиденды, такая ситуация и вовсе может обернуться для них катастрофой. Что касается российских производителей, то они ищут способы не только выжить, но и развиваться. Причем в буквальном смысле с нуля. Специальный корреспондент "Известий" Кирилл Воробьев о том, как принцип "все новое – это хорошо забытое старое" может оказаться спасительным и для автопрома, и для автолюбителей.

Вот она – первая новая "Лада". Больше месяца конвейеры "АвтоВАЗа" были остановлены. Но сам концерн работу не прекращал: большая перестройка в максимально сжатые сроки. И вот сотрудники уже вышли на смену.

"Очень довольны, что все-таки конвейер запустился. У нас есть работа, пускай четырехдневная", – говорит слесарь механосборочных работ Анна Кошкарова.

Только на этом заводе в Тольятти больше 30 тысяч человек. Все сохранили рабочие места.

"Нам очень важно запустить производство в полном объеме, чтобы обеспечить полную занятость коллектива. Непросто очень быстро перейти на выпуск новых моделей "special edition" (специальный выпуск. – Прим. редакции)", – сказал генеральный директор "АвтоВАЗа" Максим Соколов. 

Собирать прежний модельный ряд пока не получится. Часть комплектующих из-за санкций недоступна. Временно отказались от подушек безопасности, систем антиблокировки колес и динамической стабилизации, а также навигационной системы. В масштабах целой отрасли временно изменили техрегламент. Чтобы заводы могли работать и одновременно адаптировать производства.

"Это нам позволит в какой-то средне-срочной перспективе возобновить выпуск и производство хоть какого-то количества автомобилей в стране", – пояснил автоэксперт Артем Бобцов.

И теперь два варианта: либо искать новых поставщиков, либо делать свое.

Знаменитую "буханку" Ульяновского завода санкции не затронули. Производство простой и проверенной годами модели по большей части локализовано в стране. А вот другие автомобили готовят к изменениям. Часть необходимых компонентов уже нашли.

"Вакуумные усилители: да, нам остановил поставки европейский поставщик, и это уже последние детали, но в течение марта-апреля месяца были разработаны и осуществлены поставки от альтернативного поставщика, и они уже на конвейере", – говорит исполнительный директор ООО "УАЗ" Алексей Спирин.

Похожие проблемы коснулись не только России. Поставки деталей начали срываться еще во время пандемии по всему миру. Любой автомобиль – это конструктор. Везде работает правило: покупать там, где выпуск давно налажен.

Вот так выглядит локализация  популярных в нашей стране моделей. Возглавляет список "LADA Granta" – в ней наших деталей и технологий больше половины. На четверть "российские" – "Renault Logan" и "Renault Duster". А вот Skoda и Volkswagen, которые тоже собирались в нашей стране, практически полностью импортные.

Решение упрощать модели поняли не все. Мол, это отбросит отрасль на 30 лет назад. Но справедливости ради: машины того времени до сих пор на ходу. Блогер Сергей Николаев сделал не один обзор на отечественные авто и с нетерпением ждет новых, которые действительно будут российскими.

"По щелчку такие вещи не делаются. Россия начиная, кстати, с "Весты" (LADA Vesta. – Прим. редакции) перешла на новый уровень постройки автомобилей. Это не только отвертка и саморез. Это целые отделы работают", – отмечает Николаев.

Вот, например, возрожденный "Москвич" заявил, что до конца года покажет новые модели. В планах – даже электромобиль. И это вполне реально. Ведь сумели на этом подмосковном предприятии запустить с нуля пусть небольшое, но производство.

"Начинали мы со сборки из китайских машинокомплектов, но поэтапно каждый год одно другое меняли и пришли к концепции полностью отечественного электромобиля", – объяснил генеральный директор компании по производству электрокаров Алексей Михеев.

И здесь карта комплектующих выглядит совсем иначе. Оказывается, у нас делают многое. Стойки амортизаторов – в Петербурге, преобразователи в Новосибирске, тормозную систему – в Тольятти, приборную панель – в Павловске, колеса – в Ярославле, а сидения – в Нижнем Новгороде. Железо и пластик тоже российские. Собирают чипы. Программируют. Осталось масштабировать.

На этом предприятии разработали платформу для электромобилей, на ее основе создают целый модельный ряд, начиная от разных гольфмобилей и заканчивая вот такими машинами для уборки городских улиц – это уже готовый образец, устроим ему небольшой тест-драйв. 

Главное преимущество – цена. Подобные машины есть за рубежом, но их стоимость выше в разы – около 24 миллионов. Наша – в 7 раз дешевле. Пока основные покупатели – отели, спортивные комплексы и парки. 200 машин в год. Готовы выпускать больше.

На этих кадрах российский электромотоцикл ставит мировой рекорд скорости. 210 километров в час по байкальскому льду. А сделали его в этой лаборатории молодые российские инженеры, выпускники Политеха. Байк по большей части российский. Пока в единственном экземпляре, но готов к серийному производству. 

"В Европе есть компании, которые делают аналоги, но они тяжелее наших. Шасси у нас на 15 кг легче!" – отмечает руководитель лаборатории Московского Политеха "SmartMoto" Семен Земцев.

Здесь разрабатывают гоночные болиды, квадроциклы, автобусы. От идеи и чертежа до тест-драйва. Один из них проходит на наших глазах. Вот такие беспилотные шаттлы уже в ближайшее время могут начать колесить по паркам Москвы. Естественно, безопасность превыше всего: в них установлены шесть камер, они анализируют ситуацию, и если кто-то выскочил перед ним, он должен остановиться. И как мы видим – работает. 

"Маршрут задается в формате набора точек в правильной последовательности. Шаттл при движении определяет объекты, объезжает их и двигается по заданной траектории", – рассказал программист Московского Политеха Максим Макаров.

Зарубежные автоконцерны не один год вели охоту на выпускников наших вузов. Но с уходом иностранных производителей в России для молодых разработчиков открылись большие перспективы. Уезжать нельзя, уверен декан транспортного факультета Политеха. Он сам перебрался в Москву из Эквадора.

"Я думаю, сейчас больше, чем никогда нужны эти знания. Мы все эти годы формировали эту инженерную школу. Мы их обучали, как создавать вещи", – говорит декан Транспортного факультета Московского Политеха Пабло Итурралде.

Есть и совершенно футуристические проекты. В Сколково разрабатывают летающее такси. Это тренд, осваивают во многих странах. Но получается у единиц. В том числе у россиян. У отечественного автопрома есть идеи, ресурсы, кадры. А значит – будущее. И сейчас самое время разогнаться.

Время разогнаться: что ждать от российского автопрома на фоне санкций