Умер создатель образа Чебурашки: биография Леонида Шварцмана
Сегодня на Земле стало одним добрым волшебником меньше. Мир покинул мультипликатор Леонид Шварцман, подаривший детям Чебурашку и котенка по имени Гав, "38 попугаев" и обезьянок, которые даже сосчитать трудно.
Шварцман прожил долгую жизнь, а его герои будут жить, пока остается телевидение. Корреспондент "Известий" Игорь Балдин рассказал о художнике, который всё делал правой рукой, как большинство людей, и только мультики рисовал левой.
Папа Чебурашки, он же создатель главных образов всего советского кинематографа. Это с лёгкой руки художника Шварцмана существо, похожее то ли на белку, то ли на бобра, обрело этот знакомый образ и стало любимым персонажем нашего детства.
Крокодил Гена появился сразу, Шапокляк тоже – Шварцман списал её со своей тещи, а вот с Чебурашкой было сложнее всего, и на него ушли сотни эскизов.
"Эскиз окончательный, по которому потом была сделана кукла. Если посмотрите, то тут белилами укорочены ножки. Дело в том, что в начале на эскизе у меня были маленькие ножки. А ушки вначале были на голове, как обычно, ушки на макушке, а потом они стали сползать к ушам, как у человека и увеличиваться в размерах", – рассказывал Шварцман.
Чебурашка стал популярен далеко за пределами одной шестой. В Японской версии мультфильма – те же куклы, почти один в один , разве что персонажи Шварцмана меньше поют, а всё больше цитируют восточных поэтов.
У человека, нарисовавшего наше детство, своего почти не было – рано умер отец, семья жила бедно. Юность Шварцман провел в блокадном Ленинграде, возводя укрепления, потом работал токарем на заводе. Но однажды по просьбе директора написал портрет Кирова, и его тут же взяли заводским художником-оформителем и рекомендовали поступить во ВГИК.
"Всю свою жизнь посвятил мультипликации для детей. Я на киностудии стал работать с 48-го года, а последний фильм я сделал там же, на "Союзмультфильме", в 2002-м году", – отмечал классик советской анимации.
Одной из его первых мультипликационных работ был "Аленький цветочек". И несмотря на то, что в ней уже виден большой художник, сам Шварцман считал её ученической – не хватило яркого персонажа. И с тех пор каждый его образ был неповторим.
Например, холодная, жестокая, но по-своему прекрасная Снежная королева. Котенок Гав с глазами "совенка", Обезьянка, Слон и Удав из "38-ми попугаев". Последний персонаж, кстати, тоже долго не выходил, Шварцман даже посетил серпентарий, пока не догадался: морду бы змее удлинить да глаза побольше – и выйдет типичный русский философ.
Более 70 мультфильмов, которые покадрово знает каждый рожденный в Союзе, и сотни персонажей, в которых многие узнают себя – от занудного Слоника до усталой Обезьянки-домохозяйки.
В чём секрет Шварцмана? В том, говорят его друзья, что он всегда и сам был большим ребёнком.
"Очень любил и гитару, и музыку, и песни. Прям глаза светлели у него. Мир он воспринимал, самое главное, как ребёнок. И поэтому то, что он рисовал, очень близко детям", – рассказал Григорий Гладков, композитор, заслуженный деятель искусств России.
При этом ни славой, ни наградами Шварцмана никогда особо не баловали. Уже незадолго до своего столетнего юбилея, получая вторую в жизни большую премию, немногословный художник сказал о главном: "В разгар холодной войны папа римский говорил своим прихожанам, что воспитывать детей можно только на советских мультфильмах".