Круче Бэнкси: как весь мир узнал о Братске через фестиваль стрит-арта
Фестиваль стрит-арта "Один за всех", на который художники из разных стран присылают свои эскизы для их последующего воспроизведения в реальной жизни, стартовал в Братске.
Местный Бэнкси Гриша Шаров рассказал о том, как придумал украшать город работами уличных художников из разных стран, а также поделился своими ожиданиями от украшения Братска новой партией работ.
О том, как постепенно меняется отношение горожан к уличной культуре и как современное искусство борется с консерватизмом, в материале РЕН ТВ.
Как родилась идея воплощать работы стрит-арт художников без их участия
"Я сам живу в городе Братске и занимаюсь стрит-артом. Мне очень хотелось, чтобы уличное искусство в нашем городе развивалось. Мне также хотелось, чтобы в принципе что-то культурное происходило в городе - здесь довольно плохо с разными классными событиями. Хотелось также и общаться с разными классными ребятами и художниками из разных стран и городов, обмениваться опытом. Поэтому однажды я подумал: "Надо сделать стрит-арт фестиваль в городе Братске", - признается Гриша Шаров, который и воссоздает творения уличных художников со всего мира.
Художник заметил, что необычную концепцию фестиваля - воссоздание работ авторов по эскизам одним человеком - он придумал для того, чтобы избежать необходимости долгих согласований с городскими властями. Вся эта затея реализуется на личные средства Шарова: художник решил не тратить время и силы на поиски спонсоров или поиски поддержки со стороны местных властей.
"Мне важно, чтобы фестиваль был независимым. Чтобы работы было не нужно согласовывать с кем-либо. Это важная концепция фестиваля. Он никаким образом не приносит никакой прибыли. В прошлом году по итогам лишь устроил аукцион, на котором продал одну футболку, посвященную фестивалю. Человек, который ее приобрел потом мне же эту футболку и подарил", - рассказал Шаров.
Чтобы протестировать идею "удаленного участия" авторов работ в фестивале, было решено в первый год провести русскую версию "Один за всех". Шаров создавал работы мастеров из разных городов России. В этом же году география фестиваля заметно расширилась, и теперь в городе появились творения уличных художников из разных стран.
"Стрит-арт не заканчивается на России": история второго фестиваля
Как заметил Шаров, в прошлом году он "просто не догадался позвать художников со всей планеты" принять участие в таком необычном фестивале уличного искусства.
"Мне вдруг пришла идея, что вообще-то современное искусство не заканчивается только на России. В мире есть много других интересных художников. Я решил, что эту идею нельзя упускать - нужно делать. Насколько популярен фестиваль, можно судить по-разному: СМИ пишут, люди интересуются им, подписываются на мою страницу в Instagram, оставляют комментарии. Прошлый фестиваль, например, был номинирован на премию "Инновация". Это главная премия современного искусства в стране", - отметил Шаров.
Уличный художник заметил, что на подготовку фестиваля ушло довольно много времени. Он начал искать авторов творений, которые появятся на улицах Братска еще с середины мая. Поиски свои он вел в соцсетях. Выбирает Шаров художников исходя из своих интересов.
"Мне важно, чтобы их работы мне нравились. Важно, чтобы ребята делали концептуальные вещи, когда идея работы гораздо больше, чем форма. Популярность художника в последнюю очередь влияет", - признался уличный художник.
Шаров обратил внимание на то, что на фестивале представлены работы как известных стрит-арт авторов, за работами которых следят миллионы поклонников по всему миру, так и художников, аудитория которых в Instagram может не превышать и 2 тысяч человек.
Современное искусство против консерватизма: об отношении художника к вандалам
Не секрет, что многие творческие люди очень ревностно относятся к тому, как оценивают их работы. Еще больше их могут задеть попытки вандалов уничтожить творения, в которые они вложили силы и время. Однако Шаров на фестивале "Один за всех" воссоздает в Братске не свои собственные идеи, а концепции других авторов. Горожане, впрочем, не всегда принимают работы с теплотой - многие объекты уничтожаются уже на следующее утро. Лишь некоторым работам с прошлого года удалось остаться невредимыми.
"Когда ломают мои работы, я к этому абсолютно внутренне готов. У меня простая философия на этот счет: если я ни у кого не спрашиваю и делаю что-то на улице, любой другой человек может также никого не спросить, в том числе и меня, и сделать с моей работой все что угодно. Я к этому абсолютно готов. Довольно часто так происходит, что работа исчезает наутро. Другой вопрос, когда так происходит с фестивальными работами. Тут я просто посредник, а не автор. Я просто эти работы здесь реализую, и поэтому мне немножечко обидно и непонятно, как относиться к этому (порче работ - прим.). Я не знаю, как бы отреагировали бы авторы этих работ, будь они здесь на месте", - заметил Гриша Шаров.
По словам стрит-арт художника, когда кто-то портит фестивальные работы, то лично он чувствует неловкость, ведь участники фестиваля, произведения которых и воплощает Шаров на улицах Братска, словно бы пришли в гости. А в ответ на гостеприимство им дают понять, что хозяева на деле и не рады их произведениям.
При этом художник заметил, что понять тех, кто не готов принимать современное искусство во всем его разнообразии, все же может. Художник связал попытки уничтожения работ с тем, что некоторые люди, которые не увлечены искусством, просто не могут понять, что же пытались передать авторы и, главное, зачем они решили сделать ту или иную работу.
"Мне, конечно, обидно, что так происходит с работами. Но очень часто люди просто так делают, потому что реагируют автоматически. Как в школе, когда ребята видят подростка, который не похож на них в хорошем смысле: если он отличник, если он слушается маму и т.п. Они к нему относятся негативно просто потому, что он отличается", - отметил художник, обратив внимание на то, что "такая автоматическая реакция" у горожан тоже часто случается.
Стрит-арт художник выразил надежду на то, что вандализм в отношении объектов уличной культуры в Братске рано или поздно закончится и работы начнут воспринимать так же, как, например, в Екатеринбурге. Спустя больше чем 10 лет проведения фестивалей уличного искусства в этом городе многие местные жители поменяли свое отношение к появлению рисунков на асфальте или на стенах домов.
"Я слышал историю, когда охранник дома, на котором стрит-арт художники рисовали один из объектов, вышел из здания и предложил ребятам стремянку, потому что они до чего-то не дотягивались", - заметил Гриша Шаров.
Палитра стрит-арта широка: о планах на будущее для фестиваля "Один за всех"
Григорий Шаров - человек скромный. Говоря о планах на следующий фестиваль, он скромничает, утверждая, что и вовсе не уверен, что затею, которая уже приковала к себе внимание россиян из разных городов страны, а также авторов со всего мира, вообще удастся реализовать снова.
"Планов на будущее, конечно, много. Когда я начал искать художников для этого фестиваля, то увидел всю палитру и разнообразие стрит-арта, который существует в мире. Есть довольно много идей о том, как сделать следующий фестиваль. Но пока об этих планах не хочется говорить. Вообще, мне каждый раз не понятно, будет ли следующий фестиваль в принципе", - признался Шаров, заметив, что сомнения связаны как с финансовыми затратами, так и с необходимостью найти время на реализацию задуманного.
При этом Шаров улыбнулся и сказал, что планов у него на будущее современного искусства в Братске много. Как дальше сложится судьба фестиваля "Один за всех", покажет время, уточнил стрит-арт художник.