Десятки построенных ФАПов по всей стране остались без специалистов
В безвыходной ситуации сейчас оказались жители небольшого села в Пермском крае. Они очень хотели бы привиться, но в недавно построенном фельдшерско-акушерском пункте даже нет специалиста, который мог бы сделать прививку. И такая ситуация со свежепостроенными ФАПами едва ли не по всей стране.
Пермский край, поселок Жилино. ФАП, то есть фельдшерско-акушерский пункт, здесь новенький, еще блестит краской! Его открыли с большой помпой, вот только в декабре прошлого года фельдшер ушла на пенсию, а замену так до сих пор и не прислали. Кактус на окне есть, а медиков нет уже больше года. Никак не найдут фельдшера, который согласился бы сюда переехать. В итоге в условиях пандемии некоторые жилинцы так и живут непривитые.
"Привиться я так и не могу, сижу с внуком. До сих пор мне никто так и не позвонил, чтобы прийти на прививку. А если бы работал наш медпункт, была бы возможность привиться", – говорит Надежда Гущина.
Жители поселка Кабанка в Челябинской области настолько устали от своей медицинской заброшенности, что приехавшее из райцентра начальство взяли в плотное "кольцо гнева". ФАП закрыт и в прямом смысле зарос травой и сорняками, первую и порой самую важную помощь оказать уже почти два года никто не может!
"Я зашла, а у него инсульт, у человека, мы вызвали скорую с Увелки, потому что у нас уже фельдшера не было, некому было оказать помощь", – говорит Ольга Золотых.
Начальство из сельского поселения объясняет: ФАП, то есть фельдшерско-акушерский пункт, в Кабанке пока никак не удается реанимировать. Поселок на отшибе, заманить сюда специалистов ничем не удается. Даже федеральные программы "Земский доктор" или "Земский фельдшер", которые призваны вызвать приток молодых медиков в сельскую местность миллионными выплатами подъемных, здесь, как ни странно, сработали наоборот: узнав о том, что в труднодоступном районе Севера можно заработать сразу миллион, прежний фельдшер Кабанку покинула.
"Согласно программе медицинской уехала в другой район, получив свои деньги, заключила договор, что она там теперь должна работать в течение пяти лет", – говорит глава сельского поселения Каменское Челябинской области Сергей Титов.
В одной только Челябинской области сразу 132 ФАПа работают по принципу совмещения, то есть врачи там появляются от случая к случаю. Мы направили запрос о ситуации в Минздрав, официального ответа пока не получили, но в телефонном разговоре федеральные чиновники сообщили, что поиск фельдшеров для ФАПов – ответственность региональных властей. И на местах проблему пытаются решить как могут.
"Острую нехватку кадров ощущает не только Челябинская область, но и Россия в целом. Но сейчас надеемся преодолеть кадровый кризис. На 2021 год выделено 120 миллионов рублей", – говорит заместитель министра здравоохранения Челябинской области Евгений Ванин.
И проблема кадрового голода актуальна по всей стране: активисты ОНФ провели инспекцию 917 ФАПов в 64 регионах. Выяснилось, что только 114 уже приступили к работе, а ведь построено уже 404. 346 объектов уже на подходе, но вот кто будет в них работать? Миллион рублей подъемных – это очень хорошо, но ведь остаются нерешенными и другие проблемы, говорят эксперты.
"Не идут в первую очередь из-за низкой заработной платы, ставка начинается от 18 тысяч рублей; вторая причина – отсутствие служебного жилья. Подъемные ведь можно потратить на сельскую ипотеку, на машину, на что угодно, но для этого нужно где-то жить. Нужно строить жилье и приглашать в комфортные условия специалистов", – отмечает член центрального штаба ОНФ Юлия Оглоблина.
Но если в пермском Жилине сейчас идет активное строительство, то в челябинской Кабанке о комфортном жилье фельдшеру ФАПа вряд ли стоит мечтать. И пока у местных жителей остается только одна надежда: выйти на соседнюю трассу и буквально поймать скорую, как ловят попутные машины.