Режиссер перемен: каким мы запомним Сергея Соловьева
13 декабря ушел из жизни легендарный Сергей Соловьев. Режиссер, который в Советском Союзе снимал артхаус, а в современной России – классику. Это он взял в кино Виктора Цоя и сделал из Александра Абдулова героя-одиночку в начале 90-х. Всего три месяца назад Сергей Соловьев снова набрал актерскую мастерскую во ВГИКе. О человеке, которого мы потеряли, – в материале Николая Никулина.
Певец контркультурных 80-х годов. Именно по твердому режиссерскому решению фильм "Асса" стал музыкальным. Сергей Соловьев для кинозрителей – герой, ведь ему хватило смелости и свободы сделать так, чтобы с экрана зазвучали песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя.
С легкой режиссерской руки голос поколения стал коллективным композитором. Про таких людей говорят: романтик. Он искусно переносил лирическое настроение и поэтические чувства на экран.
Поначалу через чеховские рассказы в короткометражных экранизациях, а затем и в первой полнометражной ленте по пьесе Горького "Егор Булычев и другие". Лермонтовские страсти разыгрывали и герои фильма "Сто дней после детства".
И пусть они дети, несколько наивные, неумеренно амбициозные и жутко ранимые, – именно в этом простодушии угадывается настоящая романтика. Тогда же Соловьев познакомился со своей музой, Татьяной Друбич. Она в кадре стала выразителем идей режиссера, предпочитающего созидать за кадром.
"Спасатель", "Избранные", "Асса", "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" – вместе они создали запоминающиеся ленты. Чего только стоит Друбич в роли Анны Карениной в соловьевской экранизации Толстого? Своенравная решительная Каренина – вот уж кто и эмблема любви и эмблема печали одновременно. Иными словами, символ подлинного искусства, приветливого к сложным душевным противоречиям.
За эту чуткость к психологии, к непростым экранным образам Соловьев обрел всенародную любовь. Его кино не плакатно и не говорит на языке этикеток. Оно вступает в искренний диалог со зрителем, открытый, эмоциональный. Как часто говорил сам Соловьев, хороший фильм не позволяет солгать: показывать на экране нужно то, что видишь в жизни. Правда искусства – вот что объединяет людей.