Version: 0.1.0

Послушные мертвецы: как гаджеты влияют на людей и как с их помощью организуют слежку

Журналисты РЕН ТВ выяснили, как технический прогресс стал регрессом.

Почти двадцать процентов россиян могут в ближайшие дни лишиться мобильной связи. Дело в том, что с 1 июня операторы связи должны отключать абонентов, которые не предоставили своих паспортных данных. И речь идет не только о тех гражданах, которые покупали сим-карты с рук. Вы можете даже не подозревать, что и вас скоро отключат.

Изменения в федеральном законе – они, в первую очередь, связаны с безопасностью: касаются тех, кто купил "симку" у нелегальных торговцев. Таких – 20 процентов от общего числа пользователей.

"Связь – это средство передачи информации, и, конечно же, очень важно знать, кто эту информацию передает, поэтому плюс в том, что люди должны понимать, что они говорят, что они пишут, что они передают и какие для них могут быть последствия", – рассказал гендиректор телекоммуникационной компании по макрорегиону "Москва" Игорь Жижикин.

А вот последствия блокировки предугадать сложно. За последние 10 лет в России продали один миллиард 100 миллионов сим-карт. В среднем, на каждого из людей, включая младенцев, приходится по 7 номеров. И по несколько гаджетов. Конец связи станет для многих концом света.

Уже не смешно. В Британии каждое четвертое ДТП происходит из-за использования водителями смартфонов. Власти Гонолулу стали штрафовать пешеходов, которые не отвлекаются от смартфонов во время перехода дороги. В немецком Аугсбурге установили светящиеся датчики – светофоры на дорожках – после того, как два гаджетозависимых баварца попали под колеса трамвая.

"Это прекрасная идея, потому что те, у кого наушники, не слышат приближающийся трамвай. А когда люди видят эти датчики – все становится проще!" – говорит жительница Германии.

Их называют "смомби" – от комбинации слов "смартфон" и "зомби". Или – "мертвые ходоки". Но они – это мы. Практически каждый из нас заражен вирусом "номофобии" – страхом остаться без мобильного.

73 процента людей паникуют, когда забывают телефон. 54 процента утверждают, что всегда проверяют свои смартфоны, когда засыпают и просыпаются. 75 процентов держат гаджеты на расстоянии не более 1,5 метра. 33 процента пользуются телефонами, находясь на деловой встрече или на свидании. И почти 90 процентов пассажиров общественного транспорта не расстаются с мобильными устройствами.

У предпринимателя из Перми Георгия Астахова три смартфона. Без них – как без рук.

"Бывает, ночами просыпаюсь и проверяю почту электронную. Звонки, смс. В 2-3-4 утра могу проснуться, посмотреть, были ли звонки, была ли почта, еще что-то. Без телефона чувствую себя некомфортно. Как на иголках", – говорит он.

"Перед завтраком – обязательно просмотр всех чатов. Только после этого я начинаю готовить завтрак. Если нет интернета – у меня начинается паника", – признается еще одна зависимая от телефона – Светлана Лобочева.

"Я понял, что что-то происходит не так, когда поймал себя на мысли, что проверяю почту каждые три минуты. Это был 98-й год", – рассказал предприниматель Кирилл Николаев.

Кирилл Николаев уже 20 лет изучает влияние технологий на человека. Сначала проводил исследования в России. Потом в Стэндфордском университете. Именно он автор термина "интеллектуальный инсульт". Это когда мы делегируем принятие решений искусственному разуму. Хотите посмотреть фильм? Браузер даст рекомендацию. Едете на встречу? Навигатор скажет, куда повернуть.

"Когда человек попадает не только в ментальную, но и физическую зависимость от технологии, у него нет возможности пойти назад, потому что, чтобы пойти назад, нужно принять решение, а чтобы принять решение, у вас должны быть ресурсы для этого", – отмечает он.

Ученые подсчитали: за последние 5 лет мы произвели столько новых знаний, сколько человечество за все предыдущие эпохи. С терабайтами информации справляются не все. Гаджеты заменяют нам компас и память. За эту помощь мы расплачиваемся инфантилизмом.

"Люди не проводят время наедине с собой, в раздумьях, рефлексируя, обучаясь. Люди не проводят время на природе. Мы потеряли это. Раньше мы проводили больше времени друг с другом, отношения были более глубокими и чувственными", – рассказывает психотерапевт Кэтлин Дэниэлс.

99 процентов общения с родными и друзьями идет через гаджеты. Основной трафик мобильного интернета приходится на соцсети. За неделю получаем тот объем данных, который наши предки в Средневековье – за всю жизнь. Но умнее мы не стали.

Высокие технологии оказывают серьезное влияние на мышление и интеллект. Огромное количество информации поступает в хаотичном порядке. Головной мозг обрабатывает слишком много данных – и не успевает восстанавливаться. Более того – гаджеты меняют структуру мозга. Снижается плотность серого вещества в области передней поясной коры, которая отвечает за познавательные функции и контроль над эмоциями. Избыточное использование хай-тек-устройств уменьшает способность к запоминанию и накоплению знаний.

Вот в такой клинике по восстановлению мозговой активности – если так дело пойдет дальше – окажемся все мы. Здесь помогают вырваться из высокотехнологичного рабства.

"Если мы говорим про перелистывание ленты – работают наиболее древние структуры, которые связаны с эмоциями. Можно ли говорить, что человек становится примитивнее? Глупее!" – говорит психофизиолог Вячеслав Лебедев.

Подтвердим научным экспериментом. К журналисту РЕН ТВ подключают датчики. Они считывают активность мозга. Сначала ему дают прочитать фрагмент научной книги. Текст нужно запомнить и пересказать. А затем – любимое задание всех интернет-серферов.

"Постарайтесь найти интересную информацию, чтобы она была неинтеллектуальной".

"Котиков?".

"Котиков".

"Не было активности в целом. Кора головного мозга была снижена. Работа бессознательного характера".

"Сколько ни листай соцсети – умнее не станешь?".

"Абсолютно точно".

Цифровая зависимость играет на руку тем, кто контролирует информационные ресурсы. Недавний скандал: британская компания "Кембридж аналитика" получила данные 90 миллионов аккаунтов "Фейсбука". Вычислила политические предпочтения. И манипулировала пользователями в интересах заказчика, подсовывая им нужную рекламу. Цифровые авантюристы – они сами в этом признались – помогли прийти к власти президенту США Трампу.

"Скандал с "Кембридж аналитика" и выборами в США показывает, что у вас есть уже инструмент и инфраструктура для того, чтобы влиять на десятки миллионов человек и подталкивать их к принятию тех или иных решений, при это будучи с ними даже не знакомыми", – считает Вячеслав Николаев.

Около месяца назад в США был принят – без лишнего шума – "клауд экт". Документ, который обязывает "Гугл", "Фейсбук", "Эппл" пересылать по первому требованию Вашингтона все данные пользователей. "Гугл" в мае обновил пользовательское соглашение. Обычно его редко кто читает. А там – мелким шрифтом: "Мы собираем контент, который вы загружаете. Письма, фотографии, видео". Так что не нужно больше считать параноиками тех, кто заклеивает камеры на смартфонах.

"Имейте в виду, что камера может использоваться против вас. Для того, чтобы передать изображение. Диктофон тоже может использоваться какой-то программой. Могут прослушиваться и передаваться разговоры", – рассказывает футуролог Александр Кононов.

Та же опасность от "умных телевизоров". Мы смотрим их. Они – нас. Называется это "интернет вещей". Даже чайник может оказаться агентом иностранной разведки.

"Интернет проникает в каждый холодильник. Новые угрозы. Телевизоры определенных брендов – доказано – следили за своими пользователями – у которых всегда включен микрофон… постоянно слушающее устройство. Может быть взломано третьей стороной", – говорит технологический предприниматель Руслан Фазлыев.

3 миллиарда долларов каждый год в США получает таинственное агентство "ДАРПА". Здесь ведут бионические исследования, эта сфера – открыта. И в обстановке полной секретности – когнитивные. По управлению сознанием. Над этим трудятся теоретики и практики высокотехнологичного рабства. Директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, рассуждая о глобальных угрозах, не раз говорил об опасности подобных опытов.

"Это открывает возможность воздействия на психофизические особенности человека. Дает возможность формировать у человека заданные представления о действительности. Можно регулировать жизнедеятельность человека, придавая ему уникальные возможности. Управление массовым сознанием. Все революции – что происходит? Самое главное – чтобы были необразованными. Раздать бесплатно айфоны. Выйти на улицы – пойти туда", – говорит он.

Через технологическое порабощение – к мировому лидерству. Количество "мертвых ходоков" растет в геометрической прогрессии. Манипулировать смомби? Проще некуда!

Несколько лет назад в Петербурге провели эксперимент. 68 детей попросили прожить 8 часов без гаджетов. Справились… лишь трое. Взрослые – не лучше. Эти шестеро согласились на неделю без смартфонов. Через семь дней… пришли в полное отчаяние.

А что дальше? Вживление чипов в мозг для расширения его функционала уже не представляется чем-то из области фантастики.

Технологический прогресс может обернуться регрессом всего человечества. Посмотрите, как эти обезьянки ловко справляются с гаджетами. Движения идентичны нашим. И к чему тогда миллионы лет эволюции? По сути, номофобия – результат интеллектуального инсульта. Когда у человека, впавшего в цифровую кому, остаются только основные инстинкты. Заложникам высоких технологий достаточно будет предложить новые гаджеты, чтобы сделать тех покорными и послушными.

Послушные мертвецы: как гаджеты влияют на людей и как с их помощью организуют слежку