Version: 1.0.2

Как будет работать вакцина, которая защитит от COVID-19 на десятилетия

Людям могут обеспечить защиту от вируса на клеточном уровне.

Многие из нас слышали разговоры о том, как долго держатся антитела после прививки. И вопросы: а что потом? будет ли риск повторного заражения? Вероника Скворцова на встрече с Владимиром Путиным заявила, что в России уже разрабатываются вакцины следующего поколения, после которых вообще не будет возникать антител, а иммунитет станет развиваться на клеточном уровне и будет держаться от 13 до 17 лет. Мало того, ученые говорят, такой клеточный иммунитет уже развивается в наших организмах. Что это за механизм - ответ в материале РЕН ТВ.

Санкт-Петербург. Научный институт вакцин и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства. Это эксклюзивные кадры. Только съемочной группе РЕН ТВ удалось побывать в лаборатории, где в эти дни создают уникальную вакцину от коронавируса. Согласно прогнозам ученых, она будет действовать не один год, а больше десятилетия. 

О перспективах разработки глава ФМБА Вероника Скворцова на минувшей неделе доложила президенту. 

"Если антительный иммунитет, как правило, держится месяцами, то клеточный иммунитет - годами, и в экспериментальных определенных работах доказано сохранение этого иммунитета до 13-17 лет", - отметила она. 

Именно к такому результату стремятся создатели новой вакцины. Кажется, что вся лаборатория - это постоянное движение. Но детали понятны только ученым. Специально для нашей программы здесь показывают новый препарат. Вот - созданная всего лишь 1 марта этого года так называемая перспективная кандидатная композиция. То есть тот состав вакцины, который, вполне вероятно, и пойдет в производство. Изначально было 10 вариантов, но на разных этапах разработки большинство были отсеяны. На финишной прямой остались только два. И оба уже проходят доклинические исследования.

У организма есть две системы для борьбы с вирусами. Это выработка антител, которые прикрепляются к интервенту и деактивируют его, и так называемые Т-клетки. Они появляются из стволовых клеток, а затем отправляются на обучение в тимус, откуда выходят либо Т-хелперы, которые активируют иммунную систему, в том числе и антитела, либо Т-киллеры, уничтожающие поврежденные клетки, либо регуляторные Т-лимфоциты - менеджеры, которые решают, насколько сильно будут работать их более агрессивные коллеги. И, главное, все запоминают врага. Причем у каждого подвида своя память. 

"Мы брали за основу данные, которые показывают, какие виды Т-клеток активированы, когда прошел не год, не два, а 10 лет и более. На основе этого мы выстроили такую некоторую предположительную модель, какие виды этих Т-клеток должна активировать наша вакцина для того, чтобы иммунитет был длительный", - говорит руководитель Центра исследования и разработки Санкт-Петербургского института вакцин и сывороток Наталья Белозерова. 

По словам Белозеровой, главы группы разработчиков, демонстрация вируса Т-клеткам и стала основной задачей. Т-лимфоциты запоминают не всю структуру вируса, а определенный участок. Именно его ученым предстоит воссоздать искусственно, а это уже генная инженерия. В итоге, скорее всего, победить получится не только COVID-19, но и целую группу коронавирусов. 

"Это довольно консервативный белок, и консервативен он не только среди штаммов COVID-19, но и среди коронавирусных инфекций. Мы ставим амбициозные задачи и надеемся, что данная вакцина поможет и в будущих возможных мутациях", - добавила она.

По всей видимости, именно память Т-клеток помогает годами сохранять иммунитет к таким болезням, как, например, корь или ветрянка. Ученые уже обратили внимание на людей, не восприимчивых к коронавирусу, у которых, однако, вообще нет антител. Возможно, они уже обладают той самой защитой на клеточном уровне.   

"При наличии Т-клеточного иммунитета, когда вирусная частица попадет в организм, она сможет уже инструктировать, но уже, собственно говоря, другие Б-клетки и делают уже правильные антитела к тем самым вирусным белкам", - отметил руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. 

В НИИ эпидемиологии с XIX века боролись с бешенством, холерой, тифом, дифтерией и туберкулезом. И теперь стоят на грани прорыва, который, возможно, поставит точку в пандемии, так же как когда-то удалось остановить оспу и чуму. Первые клинические результаты надеются получить к концу года.  

- Если все пойдет нормально, это вторая половина года, да? - уточнил Владимир Путин. 

- С июля, - ответила Скворцова. 

- Это будут клинические исследования?

- Это будет уже клиника. 

- Сколько они длятся? 

- Первая и вторая фаза будут объединены, потому что это разрешается сейчас протоколом испытания вакцин. Если проводить с большим количеством пациентов, тогда это будет несколько месяцев, - отметила Скворцова. 

Разработка вакцины третьего поколения стала возможной в первую очередь благодаря тому, что в России уже есть три препарата. "Спутник V" появился первым в мире, а сейчас его готовят в новом формате - в виде порошка. 

"В настоящее время мы занимаемся масштабированием вакцины. В марте мы уже планируем выпустить полтора миллиона и далее последовательным увеличением количества планируем выйти летом уже на 5 миллионов доз в месяц", - заявил директор центра "Вектор" Ринат Максютов. 

А значит, в экстренных мерах прежней острой необходимости нет. Удалось выиграть время на создание препарата, одна доза которого, возможно, будет действовать более десяти лет. 

"Они так называются - клетки памяти. Они нужны организму для того, чтобы в нужный момент при новом контакте с инфекцией вспомнить о том, что ранее был контакт, и мобилизовать иммунную систему", - подчеркнул иммунолог, кандидат медицинских наук Николай Крючков. 

Ситуация в стране постепенно меняется. Больницы, которые раньше принимали только COVID-пациентов, начинают работу в обычном режиме. Дмитрий Терехов - врач из Центра имени Бурназяна ФМБА России - месяцами не покидал клинику. А теперь проводит экскурсию, наконец-то без защитных костюмов. В этом центре мы побывали за время пандемии дважды. Теперь вместо стеллажей с защитными костюмами скамейка, вместо шлюза - открытые настежь двери. Но здесь все еще готовы вернуться в "красную зону". Даже таблички сохранили. 

Количество зараженных сокращается. На этой неделе зафиксировано наименьшее количество случаев начиная с октября. Именно сейчас вырабатывается тот самый коллективный иммунитет, который необходим, чтобы пандемия закончилась. 

Баки с кислородом раньше стояли вот на этом месте. И по их количеству и заполненности можно было судить о серьезности ситуации, как много внутри пациентов с коронавирусом. Основные дюары сейчас забрали, но на всякий случай резервную систему оставили. И это своеобразное напоминание о том, что болезнь все еще не отступила. Врачи каждый день смотрят на запасные дюары и надеются, что больше они не понадобятся. 

Как будет работать вакцина, которая защитит от COVID-19 на десятилетия