"Дополнительный урок": проблема отцов и детей по-новому
20 октября в российский прокат выходит криминальная драма про школьный шутинг «Дополнительный урок» с Кириллом Кяро и Юлией Александровой в главных ролях.
Для режиссера «Дополнительного урока» 39-летней Анны Курбатовой нынешнее кино стало второй по счету полнометражной пробой пера в кресле постановщика. Предыдущие работы Курбатовой известны, скорее, только очень пристально следящим за отечественным кинематографом зрителям. Большинству же названия «Вне зоны доступа», «Спасите Колю!» и «Моя ужасная сестра» мало что скажут. Также в «Дополнительном уроке» Анна Курбатова выступила в роли сценариста и продюсера. Видимо, чтобы все претензии к фильму можно было выразить сразу и одному человеку.
Завязка «Дополнительного урока» выглядит так: во время дежурства первого сентября в одном из колледжей, патрульная Вера Седова, она же Юля Александрова, в одиночку предотвращает массовый шутинг, ликвидировав потенциального убийцу с обрезом. Но после оружие у парня никто не находит. Защищать Веру берется адвокат Илья Нестеров в исполнении Кирилла Кяро.
Откровенно плохим «Дополнительный урок» назвать точно нельзя. Получилось вполне смотрибельно. Для одного раза даже интересно. Актуальная тема, харизматичные исполнители главных ролей. Другое дело, что «Дополнительный урок» – фильм из числа тех, которые нельзя детально анализировать, сразу вылезает куча нелогичностей и несовпадений.
«Дополнительный урок» – кино, в котором набившую оскомину еще со времен уроков литературы в школе проблему отцов и детей режиссер Анна Курбатова попыталась замаскировать под соусом стрельбы в учебном заведении. Маскировка, скажем, так себе. Больше похожа на то, как трехлетний малыш играет в прятки.
Если же возвращаться к известному и извечному, описанному еще Тургеневым конфликту, то показан он очень поверхностно. Дети все поголовно недалекие и мажористые, много пьют, употребляют запрещенные вещества, постоянно матерятся и плевать хотели на своих родителей. Родители же с другой стороны совершенно и категорически не знают ничего о своих половозрелых отпрысках, зато очень активно пытаются в моменты редких встреч на общей территории лепить из этих пирсингованных и обдолбанных деток свои скучные и несчастные копии, заставляя их делать что-то просто чтобы что-то заставить.
Здесь родители и дети — это два настолько разных мира, что они даже в одном кадре пересечься не могут. В общем , совершенно не удивительно, что в этом странном мире, где все друг другу врут и никто никого не любит, происходит массовое убийство. И даже не одно.
Многочисленные провисания и несовершенства сюжета в «Дополнительном уроке» спасают актеры. Кирилл Кяро даром, что ныне гражданин враждебного нам государства с соответствующими личными установками, актер обаятельный. Роль бьющегося за честь дамы ушлого юриста как нельзя лучше ему подходит. Ему вообще идет играть эдаких героев на обманчивом «расслабоне», походя спасающих и честь, и жизнь, и достоинства рядом оказавшихся дам. Да и не дам тоже. Такой идеальный компаньон для вечерних посиделок с горячительным, который после бессонной ночи выглядит точно так же как и после 12 часов сна.
Ставшая для роли темноволосой преимущественно комедийная актриса Юля Александрова, в прошлом бессменная муза и супруга режиссера Жоры Крыжовникова, автора самой прибыльной картины российского проката фильма «Горько!», пробует себя в «Дополнительном уроке» в драматическом амплуа. Получается скорее непривычно, чем плохо. Причем непривычно, по ощущениям, не только зрителям, но и самой Юле.
Выходит местами настолько тяжело, что начинает напоминать попытки завести долго стоявший без работы двигатель. В общем, легкости восприятия Кирилла Кяро Юле тут не хватает. Видно, что роль полицейской с тяжелой судьбой Веры Седовой дается актрисе ох как нелегко.
И даже с учетом этого, актеры – это лучшее, чем может похвастаться «Дополнительный урок». Актеры и пейзажи. Особенно, если не обращать внимания на то, что все герои поголовно, несмотря на их достаток и должность, живут в красивых и больших домах, расположенных в очень живописных и явно безумно дорогих местах.
Для понимания, сьемки фильма проходили в Кронштадте – городе-порте, расположенном на острове Котлин, что в районе Санкт-Петербурга. Ну то есть водные дали и мрачно-величественные хвойные пейзажи тут в изобилии. Колоритно. Но уж очень контрастирует с явно небогатыми, а местами и вообще маргинальными персонажами «Дополнительного урока».
Еще из интересных моментов, вся музыка в фильме принадлежит авторству популярного в конце 1990-х DJ Грува (эдакий тест на возраст для зрителей, четко показывающий, к какому поколению, отцов или детей, те принадлежат). Как бы то ни было, музыка в фильме хороша. Под стать величественным пейзажам.
В общем, «Дополнительный урок» – фильм вполне достойный единичного просмотра. Даже многозначительные, но часто пустые и ничего не значащие для последующего сюжета диалоги его не портят. Кстати, вот этой претензией на важность, многослойность и глубину сейчас страдает большинство творений отечественных кино- и телемастеров. Но, видимо, это надо рассматривать именно как знак времени. А там – глядишь, может, кому и впрямь, если выражаться словами действительно великой Фаины Раневской, удастся плюнуть в вечность.