Version: 0.1.0

Тимур Бекмамбетов ударил током

Алена Жирикова

5 декабря в широкий прокат выходит наконец "Война токов". Фильм от продюсеров Тимура Бекмамбетова и Мартина Скорсезе с Бенедиктом Камбербэтчем в роли ученого-изобретателя Томаса Эдисона.

Наконец-то, потому что изначально премьера фильма о противостоянии двух ученых, Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза (при участии Николы Теслы), и двух видов токов, постоянного против переменного, была запланирована еще два года назад, в 2017-м.

И премьерный показ "Войны токов" даже состоялся на кинофестивале в Торонто 9 сентября 2017 года. Но, увы, критиков и зрителей того фестиваля история об электрификации Америки не особо впечатлила. И вполне вероятно, что так бы и закончилась короткая история моментального падения "Войны токов", если бы в Голливуде в тот момент не начали очередную охоту на ведьм и не поймали бы в свои сети Харви Вайнштейна, для чьих многочисленных скелетов шкафов не хватало даже по всей фабрике грез.

При чем тут "Война токов" и Харви Вайнштейн, спросите вы. А при том, что именно компания любвеобильного Харви и выпустила в мировой прокат неудачную на тот момент "Войну токов". Но, как говорится, кто-то теряет, а кто-то находит. 

Поэтому на волне скандала с Харви и его многочисленными жертвами создателям "Войны токов" удалось фильм из проката изъять и отправить на масштабную доработку. 

Доведение "Войны токов" до ума потребовало практически два года времени и активного участия в монтаже самого Мартина Скорсезе (как одному из продюсеров "Войны", оскароносному режиссеру пришлось собой закрывать амбразуру). Но, видимо, оно того стоило, потому что наконец-то шедевр режиссерской мысли Альфонсо Гомес-Рехона (автора одного из сезонов "Американской истории ужасов") увидел свет. Пусть и со второй попытки.

Уф. Теперь можно перейти и непосредственно к самому фильму.

Мне, как человеку совершенно далекому от физики и электрификации, было интересно. Но! Даже я прекрасно поняла, что воспринимать "Войну токов" наравне с документальными исследованиями канала ВВС как минимум глупо. "Война токов" - в первую очередь история художественная, а во вторую - голливудская. Ну, то есть подход к фактам и их трактовке соответствующий.

Вообще, несмотря на очень специфическую тему, кино получилось не скучным. И даже довольно информативным. К своему стыду, например, впервые узнала про огромную роль Джорджа Вестингауза в электрификации Америки, да и вообще, если вот прям совсем честно, впервые это имя услышала. До этого электрификация в моем сознании больше шла исключительно в параллель с именами Эдисона и Теслы. Да что там Вестингауз, благодаря "Войне токов" я поняла разницу между постоянным и переменным токами. 

В качестве оправдания отмечу, что провалы в знаниях связаны во многом с отвратительным преподаванием физики в моей типовой районной московской школе. На первом же уроке учительница объяснила, что тратить свое время на нас она не планирует, так как, кому физика понадобится дальше в жизни, все равно будут заниматься с репетиторами, а с остальными делиться знаниями ей лень.

Но вернемся к "Войне токов". Фильм очень неплох, но местами сумбурен. Вообще, из этого материала вышел бы отличный сериал. В фильме же на детали и подробности просто не хватило экранного времени, а поэтому, увы, многие линии оказались скомканными и оборванными. Особенно это касается личной жизни ученых. Герои получились какими-то однобокими, и оказалось довольно сложно симпатизировать и сочувствовать что Томасу Эдисону/Бенедикту Камбербэтчу, что Джорджу Вестингаузу/Майклу Шеннону, что Николе Тесла/Николас Холт. 

Томас Эдисон в исполнении Бенедикта Камбербэтча вообще симпатий не вызвал. Персонаж получился довольно истеричный, мелочный и неприятный. И еще: это только кажется или Камбербэтч и правда везде играет одну и ту же роль эксцентричного гения-интроверта с завышенной самооценкой?

В общем, на фоне вечно дерганного и озлобленного на мир Камбербэтча более человечные персонажи Шеннона и Холта вызывали больше симпатий. Холт вообще красавчик. Насколько скупо, обрывочно и второстепенно показан в "Войне токов" его Никола Тесла, настолько максимально актер постарался натуру своего героя отыграть. Жеманный, франтоватый и гениальный. Именно таким, наверно, Николу Тесла и представляла. Именно таким его Николас Холт и сыграл. 

А Шеннон... Он больше напоминал доброго дядюшку из провинции, чем хваткого ученого и предпринимателя Вестингауза. Даже гадости в его исполнении получались какими-то милыми и незначительными.

Кстати, когда в 2012 году Тимур Бекмамбетов приобрел права на экранизацию сценария Майкла Митника "Война токов" (а тема нашему соотечественнику близка не понаслышке, его отец Нуруахит Бекмамбетов всю жизнь проработал в крупной энергетической компании), то на главные роли планировал сначала Сашу Барона Коэна, а потом Бена Стиллера и Джейка Джилленхола, Эдисона/Вестингауза соответственно. И актеры даже проходили несколько проб в качестве этих персонажей. Но с 2012-го много воды утекло, и пока Тимур Бекмамбетов и компания доводили до ума сценарий, актеры занялись другими проектами. А потом и вовсе в режиссерском кресле вместо нашего "дозорного" Бекмамбетова оказался Альфонсо Гомес-Рехон.

Но от дел давно минувших дней перейдем к нынешней действительности.

Картинка в "Войне токов" истинно голливудская. Все детали проработаны от и до. И глядя на экран, четко понимаешь все преимущества электрического освещения перед свечным.

Правда, разницу между переменным и постоянным током поняла все равно очень условно. Но! Этот фильм в любом случае объяснил мне ее в разы лучше школьной учительницы!

В общем, кино достойное. Из разряда: ненавязчиво о науке. Время, потраченного на просмотр, ничуть не жаль, и даже есть шанс, что соберусь пересмотреть. 

P.S. Кстати, выйдя из кинотеатра, начала изучение темы в популярных сетевых поисковиках и выяснила, что война между постоянным током, начавшаяся как в реальной жизни, так и в "Войне токов" в восьмидесятые годы XIX века, окончательно закончилась только в 2007 году, переходом Нью-Йорка с постоянного тока (спасибо, Эдисон) на переменный. 

Вот и еще один плюс в копилку фильма. Не только дал базовую информацию, но и заинтересовал в поиске дополнительных подробностей. (Учителям в российских школах можно брать пример.) Значит и правда, неплохо сняли.