Version: 0.1.0

Ужасные подарки к 8 Марта

Алена Жирикова

Накануне главного женского праздника в российский прокат вышли сразу два новых ужастика: "Человек-невидимка" с Элизабет Мосс и "Остров фантазий" с многочисленным, но малоизвестным кастом.

Когда не можешь решить, что ты хочешь снимать: фильм про супергероев и суперзлодеев или слезоточивую турецкую мелодраму — то получается ужастик "Человек-невидимка". От оригинального романа Герберта Уэллса режиссер Ли Уоннелл, известный по другим "ужасным" фильмам, вроде "Астрала", "Пилы" и "Апгрейда", оставил только название. Даже человека-невидимки в фильме, по сути, особо и нет. Главную роль играет его напуганная и затерроризированная девушка Сесилия в исполнении Элизабет Мосс. В общем, фильм, по большей части, моноактерский. 

Встретилось несколько восторженных отзывов о работе 37-летней Мосс в этом фильме. Согласиться сложно. Выражение лица и набор эмоций Элизабет не меняла с "Рассказа служанки": те же округленные глаза, катание на полу в истерике, грязные волосы и клишейное сумасшествие (честно, Линда Хэмилтон во второй части "Терминатора" была в этом образе куда как убедительнее). 

Ну не может Элизабет Мосс вытащить на себе весь фильм. Не хватает ни внешности, чтобы можно было хотя бы красотой и изяществом героини любоваться; ни таланта, чтобы наблюдать за многогранностью эмоций и переживаний актрисы. 

Но тут, возможно, проблема просто в личном восприятии актрисы в целом. Поэтому, если Элизабет Мосс вызывает негативные эмоции, то и "Человек-невидимка", скорее всего, не зайдет. 

Понять феномен типажа внешности Элизабет силюсь со времен первого сезона "Рассказа служанки". Но мимо. Видимо, поэтому, вместо погружения в атмосферу страха, бросалось в глаза отсутствие логики в фильме. 

Вот факты. Немолодая, довольно рыхлая и не сильно симпатичная девица живет со всемирно известным изобретателем-миллионером, который еще и (судя по внешнему виду и возрасту актера) моложе девицы. Ну хорошо, любовь зла, спишем на это. 

Миллионер, как водится, маньяк и абьюзер, поэтому девица решает от него бежать. В ночи. Пока маньяк спит (девица еще и лекарств ему на ночь подсыпала). Тут же первый вопрос: если миллионер мог контролировать, по словам девицы, даже ее мысли, то как он про это лекарство не узнал? Плюс, если он не выпускал ее из дома, не допускал внешних контактов, контролировал ее еду и одежду (опять же, по ее словам), то откуда вообще у девицы это лекарство было? 

Это начало, дальше — больше. Девица бежит в ночи, пока абьюзер спит. Логично. Было бы. Если бы при этом она минимум полчаса не собирала вещи, спрятанные — вот тут прям хочется словами Задорнова про американцев! — под кроватью, на которой и спит маньяк. Это при том, что живут герои не в крохотной однушке, а в огромном доме! Прятала, чтобы разбудить, доставая? 

Да и вообще, по словам девицы, страшный маньяк — насильник, который ее бил и унижал. Значит, беги от него в чем есть! Тебя все равно сестра встречает, уж вещами-то поделится. 

Дальше девице сообщают, что маньяк от горя покончил с собой. Об этом печатают СМИ, место происшествия и тело фотографируют. Миллионера хоронят, оглашают завещание. А дальше ученый — как Бубликов в "Служебном романе": умер, а потом не умер. И опять вопрос: тогда чье тело в результате похоронили, если ученый так и не умер? И как он вообще все это дело с участием СМИ и полиции провернул? Спойлер: ответа в фильме не будет.

Как не будет ответа и на вопрос, почему в семейном ресторане рядом с тарелками лежат не традиционные безопасные столовые ножики, а здоровые поварские резаки, острые настолько, что одним взмахом ими можно человеку шею перерезать.

Или другой пример: героиня разговаривает с дочкой лучшего друга (для девочки она — близкий человек, они даже спят в одной кровати), расстояние между ними в две вытянутые руки минимум. И тут девочка неожиданно получает мощный удар по лицу — и ни секунды не сомневается, что ударила ее именно наша девица. То есть девочка, глядя в упор на девицу, не видит, что та к ней даже не подходила? Или настолько изначально не доверяет девице, что сразу верит, что та способна на физическое насилие? Тогда почему девочка бесстрашно спит с ней в одной кровати?

Или сестра девицы (отношения у сестер хорошие) тут же верит письму, отправленному с электронной почты девицы, в котором ее обзывают нехорошими словами и обвиняют во всех смертных грехах. Но не верит самой девице, когда та пытается убедить ее в том, что такого письма не отправляла. Конечно, в наш век хакеров и компьютерных технологий взломать личную почту же совершенно невозможно. Тем более гениальному ученому, который трудится в области технологий. 

Ну и самое главное. Ученый совершает прорыв в науке, гениальное изобретение: костюм, делающий человека невидимым. (Кстати, костюм жутко напоминает наряд Человека-паука из части про врага в отражении, но тут, видимо, бюджет экономили). Это изобретение способно перевернуть мир, но ученый использует результат многомесячных трудов исключительно, чтобы отомстить девице, с которой познакомился на вечеринке и прожил всего год (в фильме дата знакомства героев 14.12.2017 является кодом от секретной лаборатории; учитывая, что съемки начались в начале 2019 года, считаем и получаем, что истории героев всего год).

Что уж говорить о том, что при создании такого сложного в технической части костюма ученый явно не обошелся без помощников. То есть об изобретении кто-то еще должен был знать. Резюмирую все это словами Маргариты Павловны из "Покровских ворот": мелко, Хоботов, мелко!

В общем, несмотря на долгую и плодотворную работу в жанре ужасов, в "Человеке-невидимке" Ли Уоннелл никакими особо оригинальными поворотами и находками похвастать не смог. Все банально и предсказуемо: она жертва, он маньяк. Он умирает, она выдыхает. Он возвращается к ней после смерти, ей никто не верит. Собственно, классическая схема фильма ужасов в действии. 

Впрочем, пара-тройка неожиданных моментов в фильме все же присутствуют, особенно ближе к концу. Стоит добавить и то, что в Америке, где премьера фильма состоялась чуть раньше нашей, 28 февраля, "Человек-невидимка" вырвался в кассовые лидеры, собрав за неделю 49 млн долларов, при бюджете в 9 млн. Да и из нашего кинотеатра зрители выходили вполне довольными. В общем, если любите Элизабет Мосс и не особо задумываетесь о логике, то и "Человек-невидимка" 2020 года разочаровать не должен.

Второй киноподарок для любительниц ужастиков вышел в прокат день в день с творением Ли Уоннелла: "Остров фантазий" от режиссера Джеффа Уодлоу. 

Мистер Уодлоу больше известен широкому зрителю как автор молодежной незамысловатой комедии "Пипец-2". С жанром ужастиков до "Острова фантазий" он дела особо не имел. Значит, и ожидать от него откровений, как от новичка в жанре ужасов, не стоит. 

"Остров фантазий" — классический незамысловатый представитель жанра. Нечто подобное могло появиться на свет, если бы сумасшедший ученый решил бы скрестить между собой "Трассу 60" Боба Гейла и классические "10 негритят" Агаты Кристи. 

От первого нынешнему шедевру студии "Сони" достался слоган "Бойтесь ваших желаний", от второго — потерянный где-то в океане остров, на который приезжают несколько, на первый взгляд, ничем не связанных между собой гостей.

Все, кто читал Агату Кристи, вполне могут себе представить развязку. Примерно как в книге у английской королевы детективов, будет и в "Острове фантазий". Ну, наверно, за исключением относительного голливудского хэппи-энда. 

Актерский состав, как, впрочем, и незамысловатый сюжет, тоже не может похвастать особыми звездами. Из более-менее знакомых имен назову лишь Майкла Рукера (он же Мерл Диксон, старший брат арбалетчика Дэрила из "Ходящих мертвецов" и Йонда из "Стражей галактики"). Ну и, наверно, Мэгги Кью (напарница Тома Круза в третьей "Миссия невыполнима" и Мэй Лин в четвертом "Крепком орешке").

Рекламная кампания "Острова фантазий" была куда скромнее, чем у его главного конкурента — "Человека-невидимки". Но "Остров фантазий", в отличие от "Невидимки", — фильм проходной и явно не претендует на звание жанрового прорыва. В "Острове фантазий", несмотря на 7-миллионный бюджет, все довольно банально и предсказуемо. Но в этом и его прелесть. Если не возлагать на фильм больших надежд, то он даже может понравится. Отработан "Остров" довольно качественно, на хороший "зачет". Особо не напугает, но и чувства разочарования после себя не оставит.