Version: 1.0.2

В новую реальность с Хавьером Бардемом и Сальмой Хайек

Алена Жирикова
В России состоялась первая исключительно виртуальная премьера знакового иностранного фильма.

28 апреля состоялась онлайн-премьера фильма "Неизбранные дороги" с Хавьером Бардемом, Сальмой Хайек и Эль Фаннинг в главных ролях.

Впервые фильму удалось показать себя в марте этого года на Берлинском кинофестивале. Прокат "Неизбранных дорог" в США начался сразу после завершения фестиваля - 13 марта. С небольшим опозданием, 23 апреля, фильм должен был стартовать и в наших кинотеатрах.

Скажу честно, ждала с нетерпением. Еще бы, участник конкурсной программы крупного кинофестиваля с грандиозным звездным составом: Хавьер Бардем, Сальма Хайек, Эль Фаннинг.

Но коронавирус и вызванная им пандемия внесли свои коррективы во все сферы нашей жизни, и в сферу развлечений в первую очередь. Так что теперь только с 28 апреля и только онлайн-показы и виртуальные кинотеатры.

"Неизбранные дороги" - четко кино из серии: то, что ты додумываешь, гораздо важнее и информативнее того, что ты видишь на экране. По факту показывают нам очень немного: один день из жизни ментально угасающего героя Лео, день, который он физически провел со своей дочерью: ездил по врачам, сбегал в ночи и все-таки вернулся домой, а умственно проживал сочиненную им реальность. Пересказ не очень захватывающий, но, как я уже сказала, смысл фильма не в действиях на экране.

Фильм тяжелый и довольно монотонный, как репортаж с места, где ничего не происходит. Совершенно точно для его просмотра требуется определенный настрой и отсутствие отвлекающих моментов поблизости. Тут важны нюансы, вскользь брошенные фразы, повороты головы.

Даже экранное обаяние Хавьера Бардема от некой унылости фильм не спасает. В "Неизбранных дорогах" на Хавьера большую часть фильма смотреть просто тяжело. Настолько отлично актер вжился в роль потерявшего разум писателя, что с трудом вызывает какие-то иные эмоции, кроме жалости и местами раздражения. В общем, за актерскую игру обычно брутальный мачо Бардем "Оскар" получил вполне заслуженно.

Вполне допускаю, что и за "Неизбранные дороги" Хавьер отхватил бы пару-тройку призов, если бы наградной рынок так некстати не накрылся в этом году коронавирусным тазом.

Эль Фаннинг в роли Молли, дочери героя Бардема Лео, получила множество положительных отзывов от критиков на Берлинском кинофестивале. Не смогу, наверно, поддержать восторженный тон берлинских обозревателей. Эль в "Неизбранных дорогах" довольно мила. И даже не особо раздражает. В отличие от ее же роли в последнем фильме Вуди Аллена "Дождливый вечер в Нью-Йорке". Но сильной игру мисс Фаннинг все-таки назвать сложно. Наверно, не зря авторы буквально перед премьерой отказались от первоначального названия "Молли" (по имени героини Эль) в пользу строчки из стихов Роберта Фроста Roads not taken ("Неизбранные дороги", соответственно).

Вообще к актерскому дарованию обоих отпрысков семейства Фаннинг - и Эль, и Дакоты - отношусь с сильным сомнением. Но американская пресса обеих сестер любит, к их актерским работам подходит с трепетом. В "Неизбранных дорогах" Эль неплоха, смотреть на нее внешне тоже приятно, а это уже довольно много для любого актера.

Сальма Хайек на экране не менее прекрасна и радует глаз. Но и тут авторы "Неизбранных дорог" подготовили для зрителей сюрприз. Сюрприз не очень приятный. Сальмы Хайек в фильме катастрофически мало. Настолько мало, что ее даже рассмотреть как следует не успеваешь. Вот она в кадре - и уже исчезла.

Ее героиня Долорес - всего лишь смутное воспоминание героя Бардема, живущее у него в голове. Размытая фигура из прошлой жизни. Как Пенелопа Крус в воспоминаниях Антонио Бандераса в прекрасных кадрах Педро Альмодовара. Кстати, "Неизбранные дороги" во многих моментах очень напоминают "Боль и славу". Только Хавьер Бардем в роли Антонио Бандераса. И писатель вместо режиссера. А еще в "Боли и славе" реальная супруга Бардема Пенелопа Крус выступает в роли матери Бандераса, а в "Неизбранных дорогах" Сальма Хайек играет роль возлюбленной Бардема. Вот такая испанская "Санта-Барбара". 

В остальном же в "Неизбранных дорогах" та же игра с цветом, как и в "Боли и славе": яркие и сочные цвета в воспоминаниях, безликая мрачность - в реальности. То же переплетение действительности и фантазии, жизни и смерти.

Но Салли Поттер - это все же не Педро Альмодовар. И даже очень достойные "Орландо" 1992 года с Тильдой Суинтон или "Человек, который плакал" (2000) с Джонни Деппом и Кристиной Риччи не делают из офицера ордена Британской империи леди Салли Поттер яркого, красочного и гениального Альмодовара, способного плести сюжеты и интриги из любого эпизода ежедневной рутины. Поэтому в "Неизбранных дорогах" Салли Поттер много непонятных ходов, лишних действий, незаконченных линий, оставляющих чувство безысходности и тяжелое послевкусие.

Зато в кино у Салли Поттер, в отличие от испанского творца Альмодовара, вполне понятная и конкретная идея: все мы творцы своей жизни и за выбор жизненных дорог каждый несет свою ответственность. Ну и еще, наверное, о том, что "фарш невозможно провернуть назад" и узнать, как "было бы, если бы", можно только в своем воображении.

В общем, если все вышесказанное оформить короче, то сюжет "Неизбранных дорог" воображение не поразит. За похожей идеей и ее экранным воплощением лучше к Альмодовару. Ну или к Алехандро Аменобару и его "Морю внутри". А вот на актеров, особенно на Хавьера Бардема в "Неизбранных дорогах", посмотреть стоит.

В любом случае, фильм "Неизбранные дороги" свое место в истории кинематографа себе уже отвоевал, совершенно невольно став одной из первых ласточек нового карантинного кинопроката в такой же новой пандемической реальности. Реальности, в которой кинопремьеры проходят сразу в виртуальных кинотеатрах, а многочисленные награды раздаются исключительно онлайн.