Фильм "Довод": загадка Кристофера Нолана с выдержкой в 20 лет
3 сентября в прокат выходит новый фильм Кристофера Нолана «Довод».
Если представить себе коктейль из «Матрицы», разбавленной Бондианой, смешанной с «Миссией невыполнима» и обильно сдобренной идеями из «Назад в будущее», то считайте, вы уже имеете четкое представление о том, что такое «Довод».
Первое впечатление от «Довода» выразил мой коллега, как только по экрану пошли титры: ни фига не понял, но было круто. Кстати, подобное мнение выражают и зрители во Всемирной паутине, называя «Довод» фильмом, который:
- «невозможно проспойлерить, настолько тут все запутано»;
- «чтобы понять, нужно просмотреть несколько раз».
Полностью согласна с тем, что в многообразии миров Нолана с первого раза рядовому зрителю, не обладающему несколькими учеными степенями, разобраться практически невозможно. По крайней мере мне с моим линейным мышлением этого не удалось. Но признаю, что я не показатель, мне и геометрия в школе не давалась. А нолановские вселенные построены именно на ней, а также - знании законов физики и умении представлять вещи и людей в объёмном пространстве, а не на плоскости.
Но на привлекательность и эффектность происходящего в кадре и уровень вовлеченности зрителей в действие непонимание глубинных смыслов особо не влияет. Тем более что самую суть происходящего для нас в примере с «парадоксом дедушки» поясняет герой Роберта Паттинсона.
Кстати, даже само слово «Довод» (в оригинале Tenet) уже наглядно демонстрирует объёмную вселенную, придуманную Ноланом. «Довод» - название скорее зрительное, чем смысловое. Сейчас объясню. Нолан назвал свое детище палиндромом, так называемым «круглым» словом, которое читается одинаково и справа налево, и слева направо.
Собственно, именно вид названия скорее отражает смысл фильма, чем его смысловое значение.
Но в любом случае для того, чтобы удержать внимание в напряжении на протяжении практически всего показа, абсолютно хватает и просто динамично сменяющих друг друга событий на экране. Экшен начинается с первых же секунд фильма и зашкаливает до самого финала. Поэтому если просто перестать пытаться понять хитросплетенную идею Нолана относительно жизни человека во времени и пространстве, то можно насладиться захватывающим шпионским боевиком, включающим в себя все необходимые для жанра элементы: погони, трюки, перестрелки, барышню в опасности и абсолютного злодея.
Если про минусы, то на фоне впечатляющего действа становятся особенно заметны довольно вялые и механические диалоги героев. Да и сами герои, будем честны, довольно плоские и монотонные. Больше всего у меня претензий к «киношной красотке» Кэт/Элизабет Дебики, супруге главного нолановского воплощения вселенского зла.
Кстати, Кеннет Брана в роли русского злодея очень хорош. Настолько хорош, что к концу действа: а) я поверила в то, что он и правда наш соотечественник; б) начала ему сочувствовать больше, чем квелому главному герою. Носит, правда, русский олигарх у Кристофера Нолана совсем не русскую фамилию Сатор. Но тут, рискну предположить, опять, скорее всего, вылезает любовь режиссера к палиндромам. До сих пор помню, как в институте на лекции по зарубежной литературе нам зачитывали классический «квадратный стих» про то как:
Сатор
Арепо
Тенет
Опера
Ротас.
Смысла в этом произведении не много. Если память мне не изменяет, то это про то, как
Пахарь
Арепо
Тяжело
Тянет
Плуг.
А мы же помним, что Тенет (Tenet) - оригинальное название фильма. Тенет - тяжело. И вот в заголовке мы и видим одно из классических проявлений запутанной логики Нолана. В общем, любителям разгадывать загадки точно стоит заглянуть на огонек, любезно зажжённый Кристофером Ноланом.
С загадками режиссера немного разобрались, перейдем к их экранным воплотителям.
Джон Дэвид Вашингтон/Протагонист в главной роли - нормально. Не плохо, но и не хорошо. Бесспорно - брутален, спорно - харизматичен. На мой субъективный взгляд, его выбор на главную роль был продиктован скорее всемирной толерантностью, чем безграничным актерским талантом. Но это субъективное мнение. Тем более что в «Доводе» герои больше выступают в качестве проводников безумных режиссёрских идей, чем оригинальными полноценными индивидами. Не зря же режиссер даже не потрудился придумать своему главному герою имя, оставив его просто анонимным Протагонистом.
А вот Роберт Паттинсон/Нил, главный помощник главного героя, в очередной раз приятно порадовал. Тем более что после обожаемых девочками-подростками по всему миру «Сумерек» я была полностью убеждена, что Паттинсон не мой актер, да и вообще не актер, а скорее эдакий однотипный томный красавчик. Но нет, сначала чисто артхаусный «Маяк», а теперь не менее запутанный, но совершенно по-другому «Довод» демонстрируют мне разностороннего и не чуждого самоиронии артиста. Да и персонаж его получился у Нолана куда как разнообразнее и живее, чем центральная фигура Протагониста.
Элизабет Дебики/Кэт - очень высокая и худая. А еще, несмотря на классические костюмы и обязательные лодочки, выглядит какой-то очень несуразной. На самом деле, ее персонаж самый плохо прописанный для меня в этом фильме. Супруга русского бандита мирового масштаба, которая вроде бы и боится мужа, но в тоже время смело ему угрожает и обманывает и даже пытается его убить. Вроде бы всячески пытается уйти от мужа, но в то же время и пытается наладить супружеские отношения. Вроде бы и изменяет ему, но искренне удивляется его неуемной ревности. Вроде бы и пытается помогать героям, но постоянно мешает. Такая несуразная дылда из старших классов школы, которая всегда стоит первой на физкультуре и явно завидует стоящим в конце линейки невысоким, но фактурным одноклассницам.
Будем честны, роли наших актеров в голливудском кино не отличаются разнообразием: брутальные русские бандиты. Но Юрий Колокольников в этом образе действительно очень органичен. В «Доводе», несмотря на практически бессловесную роль, я его заметила и запомнила с первых секунд появления на экране. В первую очередь потому, что он единственный из всех мужчин-актеров в кадре не выглядит карликом на фоне 190-сантиметровой Элизабет Дебики.
Сценарист и режиссёр Кристофер Нолан вынашивал идеи «Довода» на протяжении более двадцати лет. А потом еще семь лет улучшал готовый сценарий. Съёмки «Довода» проходили в семи странах мира: Дании, Эстонии, Индии, Италии, Норвегии, Великобритании и США, но при этом длились совсем недолго - всего год. И полгода после этого из-за всемирной пандемии переносились сроки выхода кино в прокат, дату премьеры фильма переносили трижды.
Зато картинка в «Доводе» не компьютерная, и это впечатляет. Даже гигантский самолет для фильма взорвали совершенно взаправду. Вообще, в картине Нолана всего 280 кадров с компьютерной графикой - это крайне мало, остальное - живые съемки с применением практических спецэффектов.
Фильм едва успел выйти на мировые экраны (европейская премьера «Довода» состоялась 28 августа), но уже получил высокую оценку критиков. Кино набрало 70 баллов из ста в мировом рейтинге.
Сравнивать это творение Нолана с его же предыдущей киноудачей - «Началом» довольно сложно. Потому что, если в «Начале» режиссер играл с подсознанием, в «Доводе» - со временем.
«Довод» - это тот фильм, смотреть который нужно только в кинотеатре. Гигантский масштаб действия экран ноутбука или даже плазменной панели просто не осилит.
Но вот воспринимать кино как серьезный научный продукт, способный дать какие-то реальные знания и представления о мире, времени и пространстве, - это вряд ли.
Несмотря на то, что Нолан работал над сценарием больше двух десятилетий, несостыковок в фильме хватает. Одни только кислородные маски на лицах главных героев и отсутствие оной на супруге злодея заставляют усомниться в тщательности подготовки всей идеи в целом.
А вот отсылка к классической «Касабланке» в финале была очень мила.
В общем, если честно, то несмотря на запутанную идею и некоторые недочеты в логике, «Довод» - один из лучших фильмов, вышедших в последнее время. Самый масштабный - определенно.