Version: 0.1.0

"Лето'85" - французская версия "Горбатой горы"

Алена Жирикова
На российские экраны выходит новый фильм Франсуа Озона.

15 октября в кинотеатрах стартует новая работа Франсуа Озона «Лето’85». Если вы не смотрели «Горбатую гору» по эстетическим соображениям, то, видимо, и за нового Озона браться не стоит. «Лето’85», по сути, французская молодежная версия американского оскароносного фильма - «вечная» любовь двух подростков на фоне морских пейзажей Нормандии 1985 года с легоньким налетом триллера-загадки.

Мировая премьера фильма должна была состояться на Каннском кинофестивале этой весной (по этому поводу на плакате к фильму даже пририсовали пальмовую ветвь), но пандемия, увы, не оставила шансов кинофестивалям. Поэтому вот так, тихо, без фанфар и красных дорожек «Лето’85» вступает в мировой кинопрокат.

Начну с плюсов: картинка в фильме восхитительна - яркая, сочная, зачаровывающая. Пейзажи - завораживающие. Особенно в нынешнем году, когда море приходится наблюдать преимущественно на киноэкранах. А вот к сюжету «Лета’85» есть вопросы. Скорее всего, это связано с тем фактом, что Франсуа Озон написал сценарий этого фильма в возрасте 17 лет, вдохновившись прочитанной книгой британского писателя Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле».

Нет, за тридцать с лишним лет, прошедших с момента написания первоначального скрипта «Лета’85», Озон, конечно, написанный в подростковом возрасте текст редактировал, но, по-видимому, не слишком глобально. Потому что юношеские наивность и максимализм так и сквозят из всех щелей «Лета’85». 

Видимо, поэтому серьезно воспринимать переживания по поводу первой любви на всю жизнь, длившейся меньше двух месяцев, первых любовных разочарований и измен зрителям, перевалившим за 20 лет, довольно трудно.

Зато местами излишне откровенная картинка однополой любви определенно порадует толерантных любителей радуги, но может вызвать отторжение у трепетных блюстителей традиционной морали. Если попроще, то гомофобам тут не место. 

Французский фильм еще до его выхода в широкий прокат стали сравнивать с картиной итальянца Луки Гуаданьино, номинанта на главную американскую премию «Оскар» «Назови меня своим именем». На мой взгляд, этим сравнением Озону сильно польстили. Это все равно что сравнить выступление Диты фон Тиз и Тарзана. Смысл похож, но воплощение кардинально разное. История у Гуаданьино получилась гораздо глубже и сильнее. Во многом случилось это благодаря исполнителям главных ролей – Тимоти Шаламе и Арми Хаммеру. Феликс Лефевр и Бенжамен Вуазен у Озона, увы, это далеко не Шаламе и Хаммер в «Назови меня своим именем».

К Тимоти можно относиться по-разному, но парень, бесспорно, талантлив и многогранен. Чего, увы, никак нельзя сказать о Феликсе. 

Для Феликса Лефевра главная роль у Франсуа Озона стала кинодебютом. Паренек он, конечно, смазливый, но на этом его достоинства и заканчиваются. В течение всего фильма актер радует нас единственным выражением лица, передающим, по его разумению, как радость, так и печаль. 

В классическом сериале «Друзья» был эпизод, в котором Джо учил остальных приятелей актерскому мастерству, объясняя, что для того, чтобы выглядеть на экране глубоким актером, нужно многозначительно замолчать и сделать вид, будто ты принюхиваешься к неприятному запаху. Собственно, видимо, именно этим и занимался Феликс Лефевр в роли Алекси. 

Бенжамен Вуазен в роли Давида выглядит интереснее, но это скорее заслуга персонажа, чем актера. В общем, дуэт Лефевра-Вуазена не очень впечатлил. «Не верю!» - кричал в моей голове Константин Сергеевич.

Женщин в фильме всего три и, глядя на них, в принципе, понимаешь, почему главный герой предпочел в свой первый раз влюбиться именно в мужчину. Все три сильно далеки от классического образа идеальной женщины.

Одна - мать главного героя Алекси - Изабель Нанти (продавщица Жоржетта из «Амели») - классическая замученная домашняя «Золушка» в выцветшем засаленном халате, все интересы которой концентрируются на кухонной плите и пылесосе.

Вторая - мать Давида Валерия Бруни-Тедески (старшая сестра модели Карлы Бруни, супруги предыдущего французского президента Николя Саркози) - женщина внешне эффектная, но явно не от мира сего. Преувеличенно карикатурный персонаж, готовый в любой момент вытирать как нос, так и попу своему совершеннолетнему сыночку и его половозрелому дружку. 

Третья - единственная ровесница героев-подростков англичанка Кэйт - Филиппина Вельж, эдакая круглолицая активистка, которая все и всегда про всех знает. По образу напомнила сразу всех персонажей из популярного в моем детстве сериала «Элен и ребята». 

Ну и на фоне этого унылого дамского болотца эффектный белозубый байкер Давид действительно выглядит голливудской суперзвездой, эдакий Джеймс Дин в «Бунтаре», поигрывающий мускулами на палубе собственной яхты на фоне морского заката. Ну то есть понятно, что выбора у главного героя просто не было. Потому что, как мы помним, картинка у Франсуа Озона просто прекрасна.

В общем, впечатление от фильма двоякое. С одной стороны, смотрится легко и красиво, визуалы точно оценят. Особенно толерантные визуалы, которых не смутит страстный поцелуй двух парней крупным планом на большом экране. Либо еще более откровенная сцена. А с другой стороны - остается впечатление какой-то вторичности и поверхностности всего происходящего в фильме, а также конкретного такого заигрывания с нынешними идеалами толерантности и лояльности. «Лето’85» - кино из разряда "посмотреть можно, а вот пересматривать вряд ли". 

После просмотра не покидало чувство, что "Лето’85", скорее всего, станет лебединой песней кинотеатров в нашей стране. Пандемия нанесла сильный удар по этой отрасли, а фильмы, подобные «Лету’85», даже от прославленного Франсуа Озона, - авторские, фестивальные - совершенно не способны хоть сколько-то залатать урон, нанесенный всеобщей самоизоляцией и развитием онлайн-кинотеатров.