Наркотические ужасы русского кино
22 октября в прокат выходит триллер от белорусского режиссера Владимира Зинкевича "Спайс бойз", с "кадетом" Александром Головиным в главной роли.
"Спайс бойз" — кровавая история, основанная на реальных событиях, произошедших в Гомеле в 2014 году. История о трех подростках, обкурившихся некачественной дурью и вырезавших глаза у одного из них, получила широкую огласку в прессе и запала в душу начинающему режиссеру Владимиру Зинкевичу.
Изначально "Спайс бойз" задумывался как короткометражка. Но потом в кровавую драму добавили героев, предыстории и диалогов, дотянув, таким образом, до полного метра.
Из всех участников фильма широкому зрителю известны лишь двое: звезда "Кадетства", "Елок" и телешоу про выяснение отцовства новорожденной дочки с последующим выбиванием алиментов для нее Александр Головин и напарник Дмитрия Нагиева по "Физруку" Владимир Сычев.
В Сети у фильма очень высокий рейтинг ожидания — 93%. Совершенно нетипичная цифра для русского кино. Уж и не знаю, связано ли такое массовое ожидание фильма от неизвестного режиссера (до "Спайс бойз" Зинкевич снял лишь один фильм — "Качели") со всеобщей любовью зрителей к кровавым драмам или с тем, что западный, в частности американский, кинематограф в посткарантинное время не особо радует нас премьерами.
В любом случае, 93% оказались вполне весомым доводом к просмотру "Спайс бойз". Тем более что жанр триллера/ужастика, основанного на реальных событиях, уже сам по себе захватывает.
"Спайс бойз" не разочаровало. Кино откровенно трешовое. Это не триллер в том понимании, как его описывает энциклопедия или демонстрирует Голливуд. Это и не черная комедия. И уж никак не ужастик. "Спайс бойз" — это какой-то отдельный жанр, который можно назвать "мочилово по-русски — 3Б", когда бессмысленно, беспощадно и бездарно. Сцены, предшествующие основному кровавому действу, скучны, затянуты и жутко переиграны. Диалоги — топорны и корявы.
Актеры, все без исключения, либо просто плохи, либо действительно ужасны.
И все это великолепие демонстрируется под классическую композицию Боба Дилана про стучащего в райские двери.
Но при всем этом фильму удалось заинтересовать. Причем настолько, что к середине действа даже отложила в сторону телефон и полностью сосредоточилась на происходящем на экране.
Знаете, в сетевом сообществе киноманов есть такой особый жанр: "сказочная ***" (нет, заканчивается не на "ня", а на "нина", в значении — "ерунда"). Когда фильм настолько плох, что этим становится хорош. "Спайс бойз" как раз из числа вот этой сказочной ерунды. Когда объективно не можешь найти ни одного плюса в увиденном, но при этом смотришь не отрываясь.
Похожие эмоции несколько лет назад вызвало случайное попадание на самый культовый сериал из детства — "Богатые тоже плачут". Все происходящее на экране было откровенно плохо, но до конца серии не смогла оторваться от просмотра.
При этом "Спайс бойз" — фильм с претензией. Режиссер Зинкевич честно пытается, следуя канонам классического фильма в жанре "саспенс", нагнетать напряжение у зрителей, начиная повествование сразу с неожиданного убийства.
Или вот: черная кошка, перебежавшая дорогу; рассказ хозяина дачи о предыдущем праздновании свадьбы на его территории, закончившемся перестрелкой; фольга, сорванная с иконы.
И только в самом конце до меня дошло, что всеми этими ухищрениями режиссер опять же пытался настроить зрителя на атмосферу хоррора. Ну, так скажем, слабенькая попытка вышла. С другой стороны, не всем же быть Хичкоками. Кстати, это только я никогда иконы, обернутые фольгой, не видела? Тем более в богатом доме? Но не суть. Все эти экранные странности никак не повлияют на общую картину происходящего.
Кстати, отдельное спасибо Владимиру Зинкевичу за отсылки к классическому черно-белому ужастику Луиса Бонюэля, созданного в соавторстве с Сальвадором Дали, "Андалузский пес". От кадра из того фильма с разрезанием глазного яблока меня до сих пор в дрожь бросает.
В "Спайс бойз" культовый кадр Зинкевич попытался повторить. А может, и не пытался. И это только я хочу видеть в фильме больше, чем было задумано автором, чтобы хоть как-то объяснить себе, почему я с таким удовольствием посмотрела такую откровенную халтуру.
Ведь, по сути, фильм настолько слаб, что даже откровенно плохие актеры тут не особо выделяются и ничего не портят.
Не знаю, какие именно таланты демонстрировала женская половина каста во время отбора на роли, но про актерское мастерство там явно не спрашивали. Давно не видела столько одинаково деревянных и невнятных актрис в одном кадре. Разве что самая известная телестройка страны могла бы посоревноваться в обилии талантов на квадратный метр со "Спайс бойз".
Выпучивание глаз, закатывание глаз и намеренное сюсюканье — главные и единственные актерские находки местных дев.
Мужская половина каста от них недалеко ушла, выступив лишь чуть-чуть получше партнерш.
Но, совсем честно, там выступить хуже было практически невозможно. Да и роли у мужчин тут повариативнее, чем у девушек были.
Брутальный, бритый и немногословный Александр Головин вызвал вопросы. По мне, так легкие, безбашенные персонажи вроде "елочного" сноубордиста, ему даются лучше и смотрится он в них органичнее. Но Александр как минимум фактурен, а роль "Чистого" большего и не требовала.
Александр Тарасов в роли "Ламбады" — парня с ДЦП — также вызывает вопросы. Зато явного негатива не вызывает. И на этом спасибо.
Владимир Аверьянов — мажор по прозвищу Колбаса — попал в "Спайс бойз" прямиком из предыдущего, дебютного фильма Владимира Зинкевича "Качели". Попал, видимо, благодаря складной фигурке, так как его персонаж большую часть фильма носится по кадру в одних трусах. Ну, хорошо носится, эффектно. И костюм на актере сидит неплохо.
Самым убедительным из всего каста оказался Алексей Маслодудов в роли наркобарыги Соловья. Правда, роль у парня совсем небольшая, видимо чтобы на фоне остальных персонажей белой вороной не выглядел.
Но в целом, даже если это и неочевидно из предыдущего текста, "Спайс бойз" — кино довольно смотрибельное. Особенно если отбросить все надежды и ожидания непосредственно перед просмотром.
"Спайс бойз" — кино, явно направленное на борьбу с наркоманией, за что режиссеру отдельный плюс в карму. Либо как минимум призванное заставить молодых людей задать себе вопрос, готовы ли они рискнуть всем, включая собственные жизни и свободу, ради сомнительного удовольствия от попытки попробовать наркотики. Наверное, идея режиссера была в этом.
Не знаю. Но лично я себе во время просмотра вопрос все же задавала. Один. Но другой. Куда на время кровавой бойни дели стриптизершу?! Почему она, как чертик из табакерки, неожиданно появилась в начале фильма, полностью исчезла из середины и так же неожиданно вылезла как ни в чем не бывало в финале картины? Полуголая красотка на фоне кучи трупов. Такая фактурная визуализация всего фильма в целом и большей части нашего современного кинематографа в частности. А может, я опять вижу больше, чем мне хотели показать?