Version: 0.1.0

MeToo — русская версия

Алена Жирикова
Кого, в чем и зачем сейчас обвинила Елена Проклова и почему это вызвало такую бурную дискуссию.

Не прошло и четырех лет, как популярное в Америке движение #metoo добралось и до просторов нашей необъятной Родины. 

Родоночальницей Metoo russian edition стала 67-летняя актриса Елена Проклова. Для тех, кто в танке, напомню. На днях Елена Игоревна взбудоражила общественность подробным и обстоятельным рассказом о том, как ее, 15-летнюю, на протяжении нескольких лет преследовал известный женатый и имеющий детей тридцати с лишним летний именитый актер. Заставлял раздеваться догола, трогал во всех интимных местах и вытворял прочие мерзости, которые продолжались более двух лет и закончились только после того, как Проклова вышла замуж за сокурсника.

Имен Елена предусмотрительно не называла, но Всемирная паутина не зря же все помнит, она еще и активно делится своими воспоминаниями. А поэтому если в строку поиска в любом поисковике вбить запрос «Проклова изнасилование в 15 лет», то результаты продемонстрируют всем желающим имя народного артиста СССР, кота Матроскина всех времен и народов Олега Павловича Табакова, об отношениях с которым, правда без интимных подробностей, Елена Проклова рассказывала и ранее. Тем более что Проклова с Табаковым как раз в 1968 году, когда Елене и было 15 лет, снимались у Александра Митты в фильме «Гори, гори, моя звезда». Олегу Табакову на тот момент было 33 года. Он был счастливо женат на актрисе Людмиле Крыловой и воспитывал двоих детей: сына Антона и дочь Александру. Кстати, и сам Олег Павлович от романа с Прокловой тоже не открещивался. Естественно, без всяких подробностей, но самого факта не отрицал.

Обвинение Прокловой в адрес уже умершего Олега Табакова, бесспорно, страшное. И, как чаще всего и бывает в случае с обвинениями в насилии, голословное. А значит, тут же возникают сомнения в его правдивости. Тем более что Елена Проклова не в первый раз шокирует общественность интимными откровениями. Всего пару лет назад актриса уже выдавала публике свой обширный список женатых возлюбленных.

Но мы же помним, что Елена Проклова имен не называла. Тем не менее, одной из первых комментировать ее правду начала именно вдова мэтра Марина Зудина. Конечно, тоже не называя имен. Но, как оказалось, имена в этой истории не особо-то и нужны. Все действующие лица и так все прекрасно знают друг о друге. В общем, Марина Зудина на своей странице в социальных сетях написала, что ей «стыдно за пожилую женщину, которой нечем привлечь внимание»... Пусть, дескать, Господь простит ее.

К месту или нет, но вспоминается русская народная поговорка про вора, на котором и шапка горит. Ну, либо рассказанная Прокловой история просто показалась Зудиной знакомой.

Ведь что нам говорит про саму Марину Зудину самая популярная сетевая энциклопедия? А то, что в 1981 году, в возрасте шестнадцати лет, «не сдав к тому времени еще ни одного выпускного экзамена в средней школе (школу окончила чуть позже с двумя четверками, все остальные — пятерки), пришла в ГИТИС на конкурс к Олегу Табакову и попала уже не на основные туры прослушивания, а — в добор, сразу прошла собеседование, получила две пятерки и поступила сразу на второй курс».

Дальнейшее развитие истории, думаю, знакомо даже мало интересующимся светской хроникой людям. Табаков разводится с женой и женится на Зудиной, которая рожает ему сына Павла.

А после, опять же если просто порыскать в Сети, можно найти множество статей различных светских изданий от 2004 года о том, что Олег Табаков изменяет Марине Зудиной с молодой студенткой Анастасией Скорик. И даже собирает документы на развод. На тот момент девушка уже играла главную женскую роль Аглаи у Табакова в спектакле по роману Достоевского «Идиот».

Но на этом запутанные отношения Олега Павловича с молодежью не заканчиваются. В 2009 году другая молодая актриса, Елена Антоненко, обвинила 74-летнего на тот момент мэтра в сексуальных домогательствах.  

В одном из интервью Антоненко рассказала, что обратилась к Табакову за советом и попросила о встрече, которая состоялась в его кабинете. По словам Елены, именно там художественный руководитель МХТ им. Чехова неожиданно сказал ей: «Лена! Я ничего делать не буду, просто покажи мне свою <...> маленькую».

«Это было как удар ножом. Я ушла как оглушенная… Мне было так больно, и не один год… Помог Геннадий Иванович Юденич, который взял меня в Театр пластической драмы», — завершила Антоненко свой рассказ.

Все эти истории и комментарии, если собрать их вместе, делают дичайшую историю Елены Прокловой все более и более достоверной.

Как бы то ни было, против Елены Прокловой началась негласная кампания от именитых и не очень дам российского кинематографа. Первой, как мы помним, высказалась вдова Табакова Марина Зудина.

Правда, позже Марина Вячеславовна стратегию сменила и уже на вопросы журналистов, которые, естественно, ее атаковали на премии «Ника», отвечала, что про интервью ей ничего не известно, не слышала, не видела, не читала и вообще не в курсе происходящего.

«Я все узнаю от вас. Мне неприятно, что об этом спрашивают. А вообще: пусть люди мечтают» — так выглядел один из комментариев актрисы.

В любом случае маховик времени уже оказался запущен и все субстанции, которые могли полететь на вентилятор, туда и полетели.

На своей личной страничке Яна Поплавская, звезда фильма «Про Красную Шапочку», тоже высказалась об откровениях Прокловой. Естественно, без указания имен. Но мы же помним, что в этой истории имена — дело вторичное.

«Когда люди теряют разум, они теряют стыд, достоинство и в конечном итоге человеческий облик. Вы можете мне ответить, что движет человеком, приходящим не к психологу или к психиатру, а на федеральный канал, чтобы на всю страну говорить о членах, оральном сексе? О подобных вещах говорят либо духовнику, либо врачу!» — возмутилась Поплавская, отметив, что не понимает, почему «такие люди остаются рукопожатными, почему их продолжает принимать общество».

Яну активно поддержали коллеги по цеху. Дочка всероссийского Атоса Алика Смехова назвала признания Прокловой «дном». А Наталья Гвоздикова и Людмила Поргина похвалили Поплавскую за смелость и гражданскую позицию.

«Я считаю, что вообще незачем говорить на эти темы. Это все не имеет к творчеству никакого отношения. Интересен только творческий путь артиста», — отметила вдова Николая Караченцова, несколько лет исправно таскавшая супруга по всем возможным ток-шоу нашего телевидения и на глазах у всех страны выяснявшая у любовницы мужа, где у Коленьки на пятой точке родинка.

Но, кстати, почему актрисы определенного возраста сплотились против Елены Прокловой и ее откровений, очень даже понятно. Во-первых, во времена их молодости было не принято о таком рассказывать, надо было в любой ситуации держать лицо.

Во-вторых, многие актрисы, очевидно, не любят Проклову за ее бурную молодость, которую она мало того, что провела в компании с их мужьями, так после этого еще и имела наглость рассказать об этом во всеуслышание по ТВ.  

И есть большая вероятность, что у этих дам в головах все происходящее смешалось в кучу — интимные подробности романов Прокловой и насилие — и они банально не могут это все разделить и отнестись к рассказу объективно, не переходя на личность рассказчика.

А в-третьих, что тоже очень вероятно, актрисы старой закалки боятся, что после подобных откровений начнет рушиться вся система кастингов в советском кино и люди узнают, как на самом деле актеры получали свои роли, а дальше, по принципу домино, и другие грехи известных и талантливых станут известны всему миру.

Но во всех этих обличениях и возмущениях интересно другое: никто из обличителей Прокловой не сказал, что Елена врет. Все они лишь отметили, что говорить на такие темы неприлично. Кстати, всех критиков Прокловой объединяет общий вопрос о том, почему актриса молчала все эти годы и только теперь вывалила свою нелицеприятную правду на суд общественности.

Наверно, этот вопрос в данной ситуации действительно один из главных. А с другой стороны, читая всех этих предающих анафеме Елену дам, понимаешь и ответ и весь абсурд ситуации, когда «жертву» гнобят за то, что вынесла на божий свет историю и подробности о «хорошем» человеке, и сами же вопрошают: а чего она раньше молчала?!

Поэтому и многолетнее молчание становится понятным. Когда ты мал, слаб и одинок, то явно не сможешь защититься ни перед лицом негативно настроенной общественности, ни перед лицом влиятельного растлителя. Да и как в таком случае вообще можно доказывать свою правоту?  

Ведь начать войну против влиятельнейшего и известнейшего человека — значит поставить крест на своей актерской карьере, а на это не каждая решится.

Тем более что он бы все это отрицал. А значит — ее слово против его слова. 16-летняя девочка против известного артиста. Тут к гадалке не ходи, и так понятно, на чьей стороне было бы общественное мнение. Да что тут общественное мнение, если ей собственная мать не поверила, попросив прекратить «актерствование». Да ее бы тут же наши же рожденные и воспитанные в Советском Союзе женщины заклевали бы.

Поэтому и получается, что «молчать, так как все равно тебе никто не поверит» — это установка многих жертв насилия.

А почему рассказала именно сейчас, так тут еще проще. Естественно, ради хайпа — в чистоту порывов, увы, тут верится с трудом. А еще, возможно, потому, что после того как в мире началось движение МeТoo, говорить о подобном стало чуть более возможно. Каких-то пять лет назад Елену единогласно растоптали бы за подобные откровения.

В бытность мою сотрудником неоднозначной и скандальной газеты «Жизнь» была история про другого народного артиста — Александра Калягина. Его тоже обвинила в изнасиловании юная барышня. Обвинила с подробностями. И что? Тему быстро замяли. Коллегам-журналистам, рассказавшим про эту историю, угрожали судом и многочисленными преследованиями, а саму даму упекли в психушку. А все потому, что талантливый и народный. Руководитель театра и прочие плюшки. А в ответ на все обвинения — цитаты из Пушкина про то, что гений и злодейство несовместимы. А ведь это было уже не в СССР. Уже, вроде, гласность была и свобода слова и не было цензуры.

А уж в советские времена с их, казалось бы, строгой моралью истории про великого и немолодого маэстро и его совсем юных муз старались просто не замечать.

Вспомнить хотя бы историю актрисы Галины Беляевой и режиссера Эмиля Лотяну. Ей было 16, ему на 25 лет больше. Да, коллеги смотрели на происходящее косо, поэтому после того, как Галине стукнуло 18, режиссеру пришлось жениться. Но всего несколько лет спустя, когда, родив режиссеру наследника, Галина перестала быть для него юной нимфой, пара рассталась. Кстати, последняя «муза» Лотяну была младше него на 50 лет.

Ну или другая история, когда общепризнанный мэтр, 32-летний Сергей Соловьев, влюбился в 15-летнюю Татьяну Друбич. Кстати, если спросить про Соловьева во Всемирной паутине, то можно обнаружить информацию и про еще одну студентку, которая обвинила мастера в домогательствах и была отправлена в сумасшедший дом, откуда продолжала писать во ВГИК письма с обвинениями.  

Если вдруг станет совсем интересно, то можно спросить у интернета про малоизвестную в наших широтах, но довольно успешную на туманном Альбионе певицу — Мэнди Смит. Она начала встречаться с одним музыкантом «Роллинг Стоунз» Биллом Уайменом, когда ей было 13, а ему 47. Едва девушке стукнула 18, они поженились, а спустя два года развелись.

Вроде же все честно и по обоюдному желанию. Тем не менее несколько лет спустя сама Мэнди резко негативно рассказывала в интервью про этот брак, отметив, что, несмотря на ее согласие, она все еще была ребенком. И после неоднократно требовала на законодательном уровне поднять возраст согласия до 18 лет, потому что дети часто не соображают, что они делают, просто поверив более взрослому и опытному человеку, и понимание каких-то ошибок приходит только по прошествии времени.

Чтобы понять правдивость слов Мэнди, можно просто вспомнить совсем недавнюю историю про 14-летнюю Лизу Адаменко и ее немолодого, но очень состоятельного возлюбленного, топ-менеджера одной очень крупной и влиятельной корпорации.

Но откровения Елены Прокловой вызвали не только негативную реакцию у ее коллег. Как ни странно, у Елены Прокловой и ее правды нашлись и сторонники. Супруга народного артиста Бориса Щербакова Татьяна Бронзова призналась, что и она, и Борис не сомневаются в правдивости рассказов Прокловой.

«Лена — очень искренний человек, придумать такое она не могла, — отметила в интервью журналистам Татьяна. — Она решила рассказать правду, чтобы девочек, молоденьких актрис предостеречь. Ведь раньше об этом не говорили, мы были плохо информированы... Кого спросить, кому пожаловаться? Таким же девочкам, как она? А ей было только 15 лет. Она была еще ребенком» .

Татьяна также отметила, что эту историю она знала и раньше, как и знала о ней и вся театральная тусовка Москвы. Знала и молчала. Потому что боялась. 

Неожиданно поддержала Елену Проклову в ее откровениях и Ника Белоцерковская, популярный блогер, бывшая супруга одного из богатейших бизнесменов России, известная в Сети под псевдонимом Белоника. Заявив, что ее привела в ярость «реакция баб на историю с педофилом»:

«Фиг с ним — с нулевым уровнем эмпатии, когда человек просто по низменному устройству души своей не в состоянии представить себя в роли жертвы. Но уверена, у большинства распинающих актрису есть дети. Это вообще как? Да плевать миллион раз на мотивы, которыми она руководствовалась, рассказывая о произошедшем. Вот миллион раз плевать. Это настолько несоразмерно с тем, о чем она говорит. Злые животные не в состоянии даже близко понять, насколько таким историям необходима публичность. Что только так можно защитить своих и чужих (внезапно!) детей. Запомнить, что можно и нужно давать отпор, что они мгновенно найдут поддержку и защиту, а не омерзительный страх осуждения и вечное "сама виновата"».

В комментариях у Белоники отметилась еще одна товарка Прокловой по актерскому братству — Лариса Гузеева, написав: «Я с тобой, но рот на замке – порвут». А после добавила: «Один вопрос: почему женщ... бабы всегда на стороне насильников, а не жертв?»

В общем, очень хочется, чтобы, пусть даже и благодаря нелицеприятной истории даже такого неоднозначного персонажа, как Елена Проклова, общество четко усвоило, как аксиому: ничего: ни глупость подростка, ни его дурные наклонности, бушующие гормоны, провоцирующее поведение — ничего не может быть оправданием для взрослого человека, воспользовавшегося этим.

А еще — что совсем не стыдно поддерживать девочек — жертв насильников. Стыдно делать вид, что проблемы не существует, что жертва сама виновата и теперь сама в одиночестве должна всю жизнь усмирять своих внутренних демонов.

Ну и то, что злыми и жестокими бывают не только страшные незнакомые дяди из подворотни, но и известные всем и вся медийные лица.

История с откровениями Елены Прокловой на этом не заканчивается. Накануне Марина Зудина написала очередной комментарий: «Вы считаете, что женщинами с такими характерами, как я и Елена, можно пользоваться?! Нет! Обоюдно только!»

Впрочем, мы же помним, что Елена Проклова имен не называла, а значит, все вышеописанное обсуждение, осуждение, знание и замалчивание — на совести тех, кто обсуждает, осуждает, знает (или знал), но молчит.