Труд организовывает человека
Как член комитета Государственной думы по просвещению открытым текстом сообщаю: среди прочих ремонтных работ в нашем образовании мы обсуждаем разные формы трудового воспитания. Прежде всего – восстановление уроков труда. Не уроков технологии, как сейчас, а именно труда своими руками. Могу и пуговицу пришить, и отверстие просверлить, и несколько простейших блюд приготовить, как в школе учили. Но есть и труд в самой школе.
Сейчас закон об образовании требует письменного согласия родителей и самих школьников на привлечение их к труду, не предусмотренному программой – от уборки в классе до полива газонов. Всю подобную работу выполняют специально нанятые уборщицы и дворники, но чаще всего сами учителя. Между тем общественно полезный труд (то есть такой, чьи результаты востребованы другими людьми) не только дисциплинирует, но и дает человеку ощущение собственной нужности.
Председатель нашего комитета Ольга Михайловна Казакова открытым текстом пообещала подготовить поправки в закон об образовании так быстро, чтобы уже к новому учебному году они вступили в силу. Тем более что в их надобности сомневаются лишь немногие.
Некоторые родители считают, что дети в школу ходят учиться, для хозяйства есть специальные должности, а труд прививается на уроках труда. Некий старшеклассник отметил, что при кабинетной системе, когда каждый предмет изучается в отдельном помещении, результатом уборки воспользуется уже другой класс. А вот заслуженный учитель Александр Викторович Снегуров сказал: "Труд должен, привлекая своими достоинствами, человека отвести от лени, от паразитирования, от изнеженности, привлекая достоинствами, а не пугая недостатками. Труд – это награда, эта категория из разряда самых благородных".
Открытым текстом уверен: когда школьный труд вновь станет привычен, помянутый старшеклассник поймет, что так же, как другие войдут в класс, убранный им, он сам войдет в класс, убранный другими. Все справедливо. Все мы пользуемся трудом друг друга. А кто надеется избежать труда, скорее всего, будет учиться труду в условиях несравненно менее удобных, чем школа.