С какой целью Венгрия лоббирует газовый хаб
Советник премьер-министра Венгрии Балаж Орбан опубликовал закрытый доклад своего патрона, представленный спонсорам партии "Фидес – Венгерский гражданский союз" в конце декабря 2022 года. В этом документе глава венгерского правительства подверг резкой критике Запад, а именно – его неолиберальную модель глобализации. При этом открыто заявил, что намерен сохранять политические и экономические связи с Россией.
Ранее кабинет Виктора Орбана оказался единственным в Евросоюзе, не присоединившимся к санкциям в отношении российских поставщиков углеводородов. Будапешт едва ли не первым принял российскую схему по оплате газа в рублях.
Подобные действия стоило бы только приветствовать, если бы не одно "но". Европейские политики давно уже не являются самостоятельными фигурами. У каждого из них за спиной стоит крупный транснациональный капитал. По этой причине заявления европейцев являются не выражением их мнения, а отражением точки зрения какой-либо из финансово-политических групп.
В этой связи достаточно странным выглядит тот факт, что венгерский лидер может демонстрировать внешне "независимую" позицию. Почему ему это позволяют?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно заглянуть в некоторые законы Венгрии. И прежде всего стоит прочитать венгерскую конституцию. В ее преамбуле черным по белому говорится о том, что современная Венгрия является продолжательницей Королевства Венгрия, существовавшего в 1920–1944 гг. Формально это государство представляло собой неограниченную монархию, но без короля. Фактически это была диктатура, при которой вся власть была сосредоточена в руках одного единственного политика – "регента" Миклоша Хорти.
Идеологической платформой хортистского королевства являлись национализм и антикоммунизм. Регент считал Советский Союз источником "вечной красной опасности" для всего человечества и выступал за его уничтожение. По этой причине он в начале 1930-х годов вступил в союз с Гитлером и принял участие в большинстве нацистских авантюр. Благодаря этому он сумел отторгнуть некоторые соседние территории, а в 1941 году принял участие в агрессии против СССР. На советской земле венгры, воспитанные Хорти в духе ненависти ко всему советскому, отметились особенной жестокостью. Достаточно вспомнить о том, что на их совести самая масштабная расправа над мирными жителями во Второй мировой войне. Речь идет о Корюковской трагедии.
1–2 марта 1943 года солдаты венгерской 105-й легкой дивизии заживо сожгли 6700 мирных жителей поселка Корюковка Черниговской области.
В 1944–1945 годах венгерская армия была разгромлена. Режим Хорти пал.
В современной венгерской конституции указано, что в период с 1944 по 1990 год Венгрия находилась под "иностранной (советской) оккупацией", а в 1990 году хортистское государство было "восстановлено".
С приходом Орбана Хорти стал культовой фигурой. Ему установлены статуи и мемориалы, в честь него названы площади и улицы. Сам премьер-министр в одной из официальных речей назвал Хорти "исключительным государственным деятелем" и "отцом" современной венгерской государственности. Возглавляемая им партия открыто ассоциирует себя с идеологией хортистского режима.
Наконец, в основной закон были заложены территориальные претензии к соседним государствам.
Во время Второй мировой войны Королевство Венгрия захватило южные районы Словакии, румынскую Трансильванию, сербскую Воеводину и украинское Закарпатье. По итогам войны все оккупированные венграми территории были возвращены. Однако статья D основного закона гласит, что эти земли должны быть "возвращены" Венгрии.
На Западе закрывают глаза на существование этих претензий. И все потому, что эти претензии в основном законе соседствуют с тезисом о "советской оккупации". Формулировка о "советской оккупации" предполагает, что Венгрия в любой момент может выдвинуть политические, юридические и финансовые претензии к преемнице СССР – России.
Цель Запада – создание мощного антироссийского ядра внутри Евросоюза. И Венгрия со своими претензиями к "советской оккупации" как нельзя кстати для этого подходит.
Добавим, что в своем докладе перед спонсорами Виктор Орбан заявил, что намерен активно развивать "военную экономику" (производство оружия) и претендует на роль регионального лидера Центральной Европы. Дословно: "Сейчас очевидно, что самым большим стратегическим вызовом, который стоит перед Венгрией в следующем десятилетии, является… достижение внутри Центральной Европы статуса региональной центральной державы (Közép-Európán belül pedig regionális középhatalmi státuszt érjen el)".
Собрать воедино такие разные страны, как Австрия, Венгрия, Германия, Польша Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, можно на платформе русофобии. Но для милитаризации этого блока необходимы финансы.
Поэтому Виктор Орбан пытается пролоббировать инициативу о создании общеевропейского хаба российских и среднеазиатских углеводородов на своей территории. Этот хаб должен стать продолжением "Турецкого потока". Этот проект станет хорошим подспорьем для финансирования военно-промышленного комплекса. Только по этой причине Венгрия поддерживает экономические связи с Россией.