Ожирение с непривычки
Вассерман заявил, что человечество десятилетиями накапливало лишний вес
С незапамятных времён еды катастрофически не хватало, и регулярно дело доходило до массовых смертей от голода. Например, в России неурожай тысяча восемьсот девяносто первого года убил около миллиона человек, а тысяча девятьсот тридцать второго – до трёх миллионов. Но сейчас сельскохозяйственные технологии так развились, что даже в беднейших странах подобные катастрофы случаются разве что на фоне иных несчастий вроде войн. А у заметной части человечества противоположная трудность.
Исследователи Высшей школы экономики считают, что уже года через два от лишнего веса будут страдать две пятых населения Земли, в том числе от медицински опасных форм ожирения – одна пятая. Эндокринологи отмечают, что лишний вес имеют больше трёх десятых жителей Российской Федерации, в том числе опасно лишний – одна десятая. Тринадцать процентов мировых затрат на здравоохранение так или иначе связаны с последствиями повышенного веса.
Специалисты открытым текстом перечисляют множество технологических и культурных причин стремительного набора веса множеством людей. Есть и привходящие обстоятельства.
Карантинные ограничения в ходе заканчивающейся сейчас коронавирусной пандемии сократили многие виды двигательной активности – от пешего хождения до посещений тренировочных залов и прочих мест активного отдыха. Между тем соответствующего сокращения рациона не случилось.
Открытым текстом уверен: мы теперь будем двигаться куда меньше, чем до пандемии. Дело не только в изменении привычек – например, вернуться на тренажёры после долгого перерыва едва ли не труднее, чем начать упражнения с нуля. Но важно ещё, что изменился образ жизни. Многократно выросли возможности удалённой работы – из дома или вообще с курорта. Значительная часть походов по магазинам заменилась доставкой на дом. Но пандемия –далеко не главный источник ожирения. Лишний вес накапливается в нас уже несколько десятилетий. Открытым текстом полагаю: нам ещё долго предстоит вырабатывать новые правила и привычки, устраняющие или хотя бы смягчающие неприемлемые последствия успехов человечества в продовольственной части своего жизнеобеспечения.