Version: 0.1.0

Если ЕС не сможет наращивать закупки газа - мы только выиграем

Анатолий Вассерман
Анатолий Вассерман - о старте газопровода "Сила Сибири", украинской газотранспортной системе и перспективных рынках сбыта.

Газопровод "Сила Сибири" наконец заработал. Север Китая получил поток лучшего для стационарных применений топлива. Строго в запланированный срок.

Теперь китайцы ведут по своей территории продолжение трубы, чтобы снабдить нашим газом ещё и промышленность юга. А мы уже строим ответвления: труба прошла по нашим землям, тоже нуждающимся в большой газификации. Всем хватит: на месторождении, откуда идёт "Сила Сибири", уже разведаны запасы на полвека планируемого объёма добычи, на соседнем — ещё на век. А сколько находок ещё предстоит!

Вдобавок нефть и газ сейчас на востоке Евразии куда дороже, чем на её же западе: хозяйство востока развивается несравненно быстрее, а система его снабжения развита явно хуже западной. Поэтому, например, если Европейский Союз окажется не в состоянии наращивать закупки нашего газа, мы от этого только выиграем.

Недаром сейчас прорабатываются варианты снабжения нашим газом Индии: регион политически сложный, и только наши трубы доберутся туда без особых препятствий — ибо только мы можем договориться с Ираном, Афганистаном и Пакистаном одновременно. В крайнем случае пошлём в Индию свои танкеры со сжиженным газом: такой способ транспортировки в разы дороже трубопроводного — но доставка с наших месторождений что в ЕС, что в Индию в разы ближе, чем из Соединённых Государств Америки.

Говорят, в современном мире куда проще произвести, чем продать. Выходит, нам есть куда продавать. Открытым текстом смеюсь над попытками Украины выжать нынешние копейки из своей части газотранспортной системы, созданной в советское время.

Пару десятилетий назад, когда Украина охотно сотрудничала с остальной Россией, украинскую ГТС оценивали в пару сотен миллиардов долларов, причём тогдашних, в разы дороже нынешних.

Лет пять назад — после государственного переворота — в двадцать пять миллиардов.

Сейчас — сто двадцать миллионов.

И никто покупать не хочет: СГА, чтобы влезть на рынок ЕС, просто потребуют от киевских террористов хоть перекрыть трубу, хоть на металлолом порезать.